Проект первой полностью частной автомагистрали в России — дороги «Меридиан» (через Казахстан должна соединить Китай и Европу) получил поддержку правительства. Как сообщает сайт газеты «Ведомости», премьер Дмитрий Медведев одобрил «Меридиан» как федеральный маршрут Европа — Западный Китай, а этот маршрут включен в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры. Об этом говорится в протоколе совещания у премьера от 24 июня. С копией документа ознакомились «Ведомости», ее подлинность подтвердил пресс-секретарь премьер-министра.

Медведев поручил чиновникам Минтранса и Минэкономразвития консультировать инициатора проекта — ЗАО «Русская холдинговая компания» — в вопросах привлечения инвесторов, в том числе из Китая; всю необходимую поддержку проекту должны оказывать министры транспорта, строительства, финансов и экономического развития.

Автомагистралей, похожих на «Меридиан», в новейшей истории страны еще не строили: протяженность ее — почти 2000 км, она пройдет от границы до границы, от Белоруссии до Казахстана, и должна создать кратчайший маршрут для перемещения грузов между Китаем и Европой.

Инициаторы проекта выкупили уже более 80% земель в коридоре будущей дороги, а начинать строительство «Меридиана» они планируют от границы с Казахстаном: уже после первого этапа по трассе можно запустить фуры, после чего грузы пойдут по региональной трассе А300; после второго этапа грузы смогут перейти на полноценную федеральную трассу М4 «Дон».

Частная дорога оценивается почти в 600 млрд рублей (без НДС, в ценах текущего года) и должна быть построена без государственных денег. Для сравнения: строительство Центральной кольцевой автодороги протяженностью 525 км наполовину финансируется из фонда национального благосостояния.

Но у частных строителей есть условие: государство должно обеспечить им минимальный гарантированный доход в размере 35 млрд рублей в год, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и участник правительственных совещаний. Средства потребуются в том случае, если реализуется политический риск, то есть возникнет ситуация, на которую инвестор не может повлиять, — например, будут перекрыты государственные границы, объяснил бенефициар Русской холдинговой компании Александр Рязанов. Но коммерческих рисков такая государственная гарантия покрывать не будет.