Сразу два московских театра — имени Маяковского и имени Пушкина — переезжают. В их зданиях — на Тверском бульваре и на Большой Никитской — начнется капитальная реконструкция. Об этом в кулуарах Московского урбанистического форума сообщил руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарев.

На время ремонтов московские театры иногда переезжают во Дворец на Яузе у метро «Электрозаводская». Сначала там два года квартировал «Современник», теперь туда едет Театр на Малой Бронной, худруком которого в конце мая стал Константин Богомолов.

Сразу три труппы вряд ли поместятся в одном здании на Яузе, так что непонятно, где будут временные площадки «Маяковки» и Театра имени Пушкина, отмечает редактор журнала «Вопросы театра» Марина Тимашева.

Марина Тимашева редактор журнала «Вопросы театра» «Здание в Коломенском, то самое, на которое недавно претендовали Марчелли с Фокиным, чтобы там основать еще один Первый русский национальный театр, но этот номер не прошел, насколько мне известно, еще недостроено, и это абсолютно непонятная ситуация. Что касается переезда и ремонта, то ремонт, если театру необходимо, это знает директор как минимум и не будет настаивать на ремонте, если это зряшное дело, понятно, что это ужасный удар по самому театру. Люди же привыкли, они ходят именно в театр Маяковского, они знают туда дорогу, и даже самые преданные поклонники совершенно не обязательно поедут на другой конец города или даже в здание, находящееся неподалеку. Это как-то связано у людей психологически — представление о театре с представлением о том месте, которое этот театр занимает. С другой стороны, если здание нуждается в ремонте, если долго ремонта не было и если на зрителя рухнет какая-нибудь часть кровли, то вряд ли директору того же театра захочется отвечать. Кроме всего прочего, есть еще такие вещи, как сценическое оборудование, оно же устаревает. И театру, чтобы быть современным, нужны совершенно новые условия».

Здание Театра имени Маяковского было построено в начале XIX века. На его сцене играли такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе и Сара Бернар. В двадцатые годы прошлого века в здании был создан Театр революционной сатиры, с 1922 по 1924 годы им руководил Всеволод Мейерхольд. Имя Маяковского театру присвоили в 1954 году.

Зданию Театра имени Пушкина на Тверском бульваре больше 200 лет. Последний раз серьезные реставрационные работы там проводили почти 40 лет назад. Сейчас оба театра практически в аварийном состоянии, говорит завкафедрой экономики искусства и культурной политики Школы-студии МХАТ Александр Рубинштейн.

— Все время не хватало денег и так далее, как театральная общественность ни билась. Особенно это касается Театра Маяковского, там ситуация более серьезная, театр нуждается даже не столько в ремонте, сколько в реставрации. Это все-таки довольно старые, хорошо известные исторические сцены. Лично я отношусь к этому очень положительно, это давняя потребность. Вопрос, где будут играть эти театры. Я думаю, что возможностей в городе в этом смысле довольно много. Лет десять назад мы по линии Союза театральных деятелей проводили инвентаризацию тех площадок, которые есть в городе и которые можно было бы привести в хороший вид и дать театрам. Я думаю, это проблема второго плана. В конце концов, Райхельгауз тоже уже отстроил свой театр, я думаю, это абсолютно решаемый вопрос.

— Если новое расположение будет не в центре, насколько для труппы это психологически может быть не очень комфортно, для продюсеров, для продвижения новых спектаклей?

— Конечно, всегда лучше жить в своем доме. Недаром говорят, что переезд равен двум пожарам, но при том потенциале, который есть и в Пушкинском, и в «Маяковке», думаю, проблем не будет, а если будут, то не столь значительные.

В Москве и Петербурге, по данным последнего исследования компании «МаксимаТелеком», более 70% пассажиров метро ходят в театр, из них 9% — еженедельно, а около 30% — несколько раз в год. Правда, каждый третий зритель признавался, что хотя бы раз засыпал в театре во время постановки.