Как архитекторы борются за свои здания
Иногда построенное здание так радикально отличается от первоначального замысла, что архитекторы даже отказываются признавать авторство
Читать на полной версииНа недавно состоявшемся в Москве фестивале «Золотое сечение» на дискуссии «Бороться нельзя отказаться» в рамках премии Москвы в области архитектуры и градостроительства архитекторы делились историями невидимой непосвященным борьбы за свои идеи. Ее удается выиграть не всегда. Но некоторые упрямо и до конца борются за свои права и проекты. Как рассказывает интернет-журнал arch:speech, в архитектурном бюро Buromoscow вывели авторскую классификацию этой борьбы, определив три ее основных типа.
Тип первый — «героическая», уровень опасности — четыре из десяти. Это самый распространенный и простой вид борьбы, девизом которой может стать хрестоматийное «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Суть проста: пока архитектор не доедет до стройки и все не проконтролирует, никто ничего не сделает или сделает не то и не так.
Второй тип борьбы со степенью опасности пять из десяти — «бой с тенью», с несуществующим врагом, и основное усилие архитектора тут направлено не на саму архитектуру, а на ее соответствие нормам. Все силы тратятся на тщательную проверку соответствия данных и нормативов придуманной форме здания, а это отвлекает от концентрации на творчестве. Лучше всего архитектурный «бой с тенью» иллюстрирует работа по государственному муниципальному заказу, где часто архитектор работает не напрямую с заказчиком, а только с нормами. И даже при самом благоприятном раскладе его влияние в проекте ограничено.
Третий тип борьбы с уровнем опасности десять из десяти — «бессмысленная». Как говорят в Buromoscow, хорошая архитектура невозможна без страсти, риска, личной заинтересованности и компетентности с двух сторон. А если страсти или компетентности с той стороны нет, в борьбу можно даже не ввязываться.