Российские и чешские авиавласти поспорили из-за Сибири
Чехия снова разрешила российским авиакомпаниям летать в Прагу и Карловы Вары, но пока до 7 июля. Минтранс страны мотивирует это тем, что власти России выдали Czech Airlines разрешение на полеты над Сибирью до 7 июля. Переговоры продолжатся
Читать на полной версииОбновлено в 16:30
Минтранс Чехии разрешил возобновить полеты российских авиакомпаний, которые запретил утром 2 июля. Правда, разрешение временное — пока до 7 июля. Минтранс Чехии объяснил, что запрет полетов был ответом на решение России ограничить чешским авиалиниям право перелетов по сибирским магистралям до 7 июля.
Отмененные российские рейсы «Аэрофлота» по маршрутам Москва — Прага и Прага — Москва должны были состояться 2 июля. Также отменили рейсы «Победы» в Карловы Вары. В Минтрансе России заявили, что, аннулировав разрешения на авиарейсы, чешские власти нарушили соглашение о воздушном сообщении между двумя странами.
Изначально сообщалось также об отмене рейсов «Уральских авиалиний» в Прагу из Москвы и Екатеринбурга. Но позже гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов сообщил, что им все-таки разрешили полеты в Чехию. Рейс из Екатеринбурга вылетел с четырехчасовым опозданием.
В заявлении чешского Минтранса говорится, что Минтранс России в одностороннем порядке ограничил право перелетов по транссибирскому авиакоридору для Czech Airlines по маршруту Прага — Сеул. Чешский авиаперевозчик использовал этот коридор длительное время, и Минтранс Чехии посчитал данные действия российской стороны нарушением Соглашения о воздушных авиаперевозках от 1966 года.
У Czech Airlines один транссибирский маршрут Прага — Сеул. По данным источника «Интерфакса», авиакомпания осуществляет полеты по этому направлению на основе временных разрешений, которые приходится регулярно продлевать. Прага запросила переход на постоянные разрешения. Москва, руководствуясь принципом взаимности, потребовала преференций для своих перевозчиков. Но договориться сторонам не удалось.
Минтранс Чехии заявил, что сожалеет о неудобствах и осложнениях для пассажиров, которые были вызваны первоначальным решением российской стороны. Там объяснили, что запрет полетов стал ответом на решение России ограничить чешским авиалиниям право перелетов по сибирским магистралям. Согласно документу на сайте чешского ведомства, утром 2 июля Минтранс России выдал разрешение на полеты Czech Airlines только до 7 июля, поэтому Минтранс Чехии инициировал ответную процедуру.
Единственные российские авиакомпании, которые выполняют прямые рейсы в столицу Чехии из Москвы, — «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии». Чартеров в Чехию нет. Дважды в день из «Шереметьево» в Чехию также летает Czech Airlines. Кроме того, перелет по маршруту Москва — Прага осуществляет чешский лоукостер Smartwings, но их рейсов значительно меньше, чем у российских авиакомпаний.
Вслед за чешскими авиавластями с критикой России и ее политики в отношении транссибирских маршрутов высказалась финская компания Finnair. Гендиректор финского национального авиаперевозчика Топи Маннер заявил РИА Новости, что перелеты над территорией России в Северо-Восточную Азию обходятся Finnair в десятки миллионов долларов в год, как и для многих других перевозчиков, предлагающих перелеты между Европой и Северо-Восточной Азией. «Для нас важно, чтобы конкуренция на воздушных маршрутах между Европой и Азией была честной и открытой», — заявил Маннер.
У Finnair значительно больше рейсов на восток, чем у Czech Airlines. Согласно летнему расписанию, финская авиакомпания совершает более 40 перелетов в неделю в Китай, Японию, Южную Корею по транссибирским авиамагистралям.
Европейские авиакомпании могут консолидированно выступить против российских правил в отношении перелетов по сибирским магистралям, комментирует независимый эксперт Дмитрий Адамидов:
— Я думаю, что тут никакой особой политики нет, это просто чиновничья история. У нас была похожая коллизия с Таджикистаном в 2016 году. Не договорились, но приняли решение. Причем, я думаю, начальство было в отпусках, принял решение кто-то из среднего звена, кто выделиться хотел. Решение, может быть, не продуманное, поспешное, а может быть, мы всей подоплеки не знаем и какая-то политика еще примешалась.
— Finnair тоже сказала, что ее не устраивают тарифы на транссибирские маршруты.
— Это, безусловно, немножко меняет сюжет. Возможно, будет такое скоординированное давление, если, допустим, к финнам присоединится еще кто-то. Но пока речь идет о периферийных компаниях, то есть это не Lufthansa, не AirFrance. Говорить о том, что это скоординированная атака, наверное, не стоит. Безусловно, европейским компаниям хотелось бы снизить транссибирские роялти. Это, безусловно, не очень хорошая новость для «Аэрофлота», потому что транссибирские роялти в его бюджете позволяют его балансировать.
Транссибирский маршрут — это кратчайший авиационный путь из Европы в Японию и Азию. Он появился в 70-х годах как система компенсационных платежей за пролет над Сибирью. Платежи получают «Аэрофлот» и Росавиация. Но с тех пор многое изменилось, продолжает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
— В 1996 году весь мир подписал соглашение о гражданской авиации, по которому коммерческие авиакомпании имеют право пролетать над территорией практически всех государств, просто платят аэронавигационные сборы.
— Получается, только у нас такая система?
— Да. Над Китаем закрыта значительная часть воздушного пространства, а над всеми остальными — летай, пожалуйста. Если я правильно понимаю, у них появилось не разногласие, а рычаг давления. Двусторонние соглашения о воздушном сообщении, на самом деле, тоже архаика, в мире уже мало их осталось, а у нас соглашения с каждой страной отдельно. Эти соглашения подразумевают паритет всех параметров. Условно говоря, к нам летают два раза в день, мы летаем два раза в день. У нас, насколько я понимаю, от Москвы до Праги сейчас восемь ежедневных рейсов, а чехи летают к нам два раза в день. То есть здесь есть дисбаланс, который они как раз и решили использовать в качестве рычага давления. Российской стороне выгодно как можно больше денег за пролеты получать, пока за это платят. Разговор идет о больших суммах — несколько сот миллионов долларов в год. Мое личное мнение всегда заключалось в том, что нужно подписывать все международные соглашения и жить, как живет весь мир, но есть у нас люди, которые считают по-другому. Финны, кстати, в прошлом году тоже пытались это сделать.
— Почему крупные компании, немецкие, французские, та же Lufthansa, не возмущаются высокими роялти?
— Так как они исторически являются инициаторами этой системы, у них самые лучшие позиции. Они платят не меньше, по-моему. Lufthansa, по-моему, самый большой плательщик, но у них много частот, они за ними закреплены, никто их не оспаривает, и они в удобное для них время.
— Может так получиться, что если сейчас чехи возмутились, финны присоединились, это будет какая-то консолидированная позиция?
— Во-первых, она уже есть. В 2011 году министр транспорта Левитин подписал протокол, где обещал поэтапно эту систему модернизировать — по-простому говоря, демонтировать. Европейские авиакомпании консолидированно выступают с 2005-го, и Еврокомиссию просили вмешаться, но не получилось. Протокол мы подписали, но не ратифицировали, а потом отношения испортились, и дальше понеслось.
О сбоях в полетах в Чехию из Москвы сообщалось весной, в преддверии мартовских праздников. Тогда некоторые рейсы задерживались на срок до 16 часов. Два рейса чешских авиакомпаний тогда вовсе отменили. Эксперты говорили, что наиболее вероятная причина сбоев в несогласованности количества рейсов российских и чешских авиакомпаний.
Последняя крупная акция против роялти была летом 2017-го, когда исландские авиакомпании вели переговоры о предоставлении транзита через Россию. По данным Минтранса, исландские перевозчики получили право летать через Сибирь, но спустя год не подали заявки на выполнение полетов.