Целевики держат оборону
В мединститутах страны поступить на бюджет в ординатуру по некоторым направлениям стало невозможно. Вскоре в медицине образуется переизбыток терапевтов и дефицит узких специалистов
Читать на полной версииАлексей закончил шестилетнее обучение в «третьем меде» — Стоматологическом университете имени Евдокимова. Талантливый студент, занимающийся научной работой. Все шансы попасть на бюджет в ординатуру, а именно после нее терапевты и педиатры становятся хирургами, окулистами, кардиологами. Но за месяц до приемной кампании правила поступления кардинально изменились. Правительство резко сократило бюджетные места, увеличив квоты для целевых студентов, то есть для тех, чье обучение готов оплачивать регион. Взамен молодой специалист пять лет должен там отработать, невзирая ни на какие условия. Алексей в шоке.
Алексей абитуриент «Большинство специальностей делают исключительно целевыми. Любой человек может иметь за время учения в университете большое количество научных достижений, статей, красный диплом, и при этом на ту специальность, куда он хотел бы поступить, может просто изначально не быть ни одного места, кроме как целевого. Моя будущая специальность, там 90% мест по всей стране отдаются на целевые. Как бы я ни старался, что бы я ни делал, мне нужно готовить приличную сумму денег для того, чтобы завершить свое образование. Все это стало явным спустя шесть лет от начала этого образования».
Действительно, в России в будущем учебном году стопроцентно целевыми будут места в ординатуре по таким специальностям, как, например, токсикология, психиатрия-наркология, скорая медицинская помощь, санитарно-гигиенические лабораторные исследования, вирусология. Чуть меньше ста — процент по специальностям кардиология, неврология, онкология, офтальмология и многие другие.
Зато на платное обучение берут всех желающих — никаких ограничений. Два года, 600 тысяч рублей — и готов дипломированный специалист. Есть, конечно, сомнения, что после таких вложений он пойдет в районную поликлинику на 30 тысяч в месяц. Но без ординатуры выпускники медвузов смогут работать только врачами общей практики.
В мае зампред правительства Татьяна Голикова заявила, что регионы сами будут определять тех школьников и студентов, кто получит квоту на обучение в вузе и по программам ординатуры.
Тут возникают сомнения насчет коррупционной составляющей. Правда, в правительстве уверили, что среди целевиков при поступлении тоже будет конкурс. А значит, взятка за целевое направление еще не гарантирует поступления в вуз.
Источник в вузе, где учится Алексей, сообщил Business FM, что нынешние изменения правил приема столь кардинальны, что пока университету неясно, чем они обернутся и для отрасли, и для него самого.
В России еще больше увеличится дефицит узких специалистов и упадет качество медобслуживания, прогнозирует врач-физиотерапевт, президент МОО «Лига защиты врачей» Семен Гальперин.
Семен Гальперин врач-физиотерапевт, президент МОО «Лига защиты врачей» «У нас уже к этому идет на самом деле. Потому что это программа такая. Вот эта идея, когда разрешить работу без ординатуры — ну, интернатуры у нас по факту уже практически закрылись — без подготовки, это только формальное закрытие мест. Ну не может врач работать без дополнительной подготовки после окончания вуза, тем более в наше время. Поэтому пользы пациентам оно никак не приносит. Это формальный отчет Минздрава, который заполняет дыры неготовыми специалистами».
Эксперт считает, что без вложений государства в условия труда, проживания и зарплату региональных медиков целевые программы, де-факто уничтожившие обычное бюджетное обучение, будут неэффективны. После навязанной пятилетки в нищем селе молодые специалисты все равно уедут туда, где условия лучше.