Дело Петрова: может ли ему грозить экстрадиция из Австрии?
На владельца автодилера «Рольф» завели уголовное дело о подлоге в валютных операциях. По данным СК, он присвоил 4 млрд рублей
Читать на полной версииОбыски в центральных офисах автодилера «Рольф» начались в 9 утра. Работа не прерывалась, но была затруднена: оперативники проверяли компьютеры и документы. Во время обысков Business FM связалась с основателем «Рольфа» Сергеем Петровым. Он рассказал, с чем может быть связан интерес к делам автодилера.
— Причину, честно говоря, сам до конца не знаю. Какая-то сделка 2014 года. Всегда можно найти какую-нибудь сделку, к которой можно придраться. Мы считаем, была совершенно законная независимая оценка, это покупка на Кипре какой-то компании, когда какие-то части акций сама компания внутри себя покупала.
— Вы упоминали, что это, возможно, рейдерский захват.
— Да, я упоминал это как комбинацию, потому что одновременно идут постоянные звонки с предложением продать «за очень дешево». Это явно может быть комбинацией, когда кто-то решает свои какие-то политические или «палочные» задачи.
Глава «Рольфа» добавил, что будет обращаться в прокуратуру и к бизнес-омбудсмену Борису Титову. Он считает, что силовики «оказывают на него давление в чьих-то интересах».
Схема в глазах следствия выглядит так: в 2014 году Сергей Петров перечислил 4 млрд рублей от автодилера «Рольф» на счета своего кипрского офшора «Панабел лимитед». Для этого его соучастники изготовили подложный договор купли-продажи о приобретении акций «Рольф Эстейт». Их стоимость была многократно завышена, а деньги перечислял подконтрольный Петрову московский банк. Его название не уточняется.
Широкую огласку перевода денег за границу с помощью купли-продажи ценных бумаг получила история с Deutsche Bank в 2017 году. Тогда клиенты немецкого банка могли скупать ценные бумаги за рубли в Москве и оперативно сбывать их в иностранной валюте через отделение банка в Лондоне — там же оставляя деньги. За реализацию этой схемы для своих клиентов на сумму 10 млрд долларов банк заплатил штраф в 425 млн долларов.
В данном случае схема иная — аффилированные компании Сергея Петрова покупали и продавали свои же акции, но деньги в ходе этих сделок переводились за рубеж. Это теперь и предъявляется в качестве преступления.
Все эти схемы из категории «от своих — к своим», говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
«Рольф» сегодня — самый крупный автодилер России, выручка в прошлом году составила почти 230 млрд рублей. Состояние Сергея Петрова Forbes оценивает в 900 млн долларов. На 2019 год «Рольф» принадлежит кипрскому трасту, бенефициаром которого является сын Петрова Александр. В базе данных СПАРК упоминаются три кипрские организации, связанные с Рольфом: «Велдом», «Деланс» и «Панабел лимитед». При этом на сегодняшний день в списке совладельцев «Рольф» значится только «Деланс лимитед». Чехарда с именами тянулась с 2009 года, последнее изменение в структуре произошло в 2017 году.
Вывод 4 млрд рублей, как утверждает следствие, состоялся в 2014 году, в канун глубокой девальвации рубля. С тех пор Петров живет в Австрии вместе с семьей. За рубежом от статьи «подлог в валютных операциях» можно спокойно скрыться, говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда.
Александр Забейда управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Данная статья в Уголовном кодексе существует не так давно, примерно с 2013 года. Первые год-два по ней не было практики вообще, но потом следователи ее наработали, поэтому сейчас статья весьма распространена. Она относится к категории тяжких преступлений и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет. Однако я не думаю, что по этой статье что-то грозит подозреваемому, если он находится за пределами РФ. В большинстве развитых стран эти действия вообще не считаются преступлением, в связи с чем вероятность того, что Интерпол включится в работу и объявят в международный розыск, крайне незначительна».
Российские органы могут копнуть глубже, чтобы задействовать чужую юрисдикцию, отмечает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Самого Сергея Петрова в Россию пока не тянет. Журналистам «Ведомостей» он сообщил, что «не собирается возвращаться туда, где что-нибудь могут пришить».