Рынок бензина в «регуляторных тисках», считают владельцы независимых АЗС
В письме Антону Силуанову они заявляют, что все виды топливного бизнеса в России — от переработки до розницы — находятся в кризисе и будут стагнировать
Читать на полной версииВласти предпринимают попытки сбалансировать ситуацию, не допустив при этом резких ценовых скачков в розничном сегменте. Но это привело только к зарегулированию отрасли. Такое мнение высказали в письме первому вице-премьеру Антону Силуанову владельцы независимых АЗС. По мнению авторов письма, систему регуляторных тисков создали решения правительства.
С одной стороны, правительство заморозило цены в рознице, ограничив их пределами инфляции, а с другой — владельцам АЗС приходится платить заводам за топливо, так как цена включает высокие акцизы. Как независимые АЗС предлагают разрешить ситуацию, рассказывает президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Некоторые жители России ездят в Казахстан, чтобы заправлять свои автомобили. Там топливо стоит почти в два раза дешевле. Правда, если вначале это стало очень распространенной практикой, сейчас ажиотаж угас, поскольку топливо стало менее качественным. Рассказывает автомобилист Александр, живущий в Орске:
— Буквально в 15 километрах нахожусь от границы государственной с Казахстаном. Раньше очень часто ездили почти все автомобилисты города туда заправляться. Сейчас качество бензина упало, но стоимость бензина — 26 рублей. В рублях принимают, не надо на тенге менять. Перед тем как переехать границу, нужно оформить страховку. Двухнедельная страховка стоит 1,5 тысячи рублей, на месяц около 10 тысяч рублей. Я ее не делал, не знаю. В последнее время проблематично стало, потому что полиция контролирует вывоз бензина из Казахстана. Если я не ошибаюсь, больше 30 литров или 40 вывозишь, то накладывается штраф.
— Вывозишь не в самой машине, а в канистрах?
— Я заправляю бак. Некоторые с целью перепродать либо в дальнейшем использовать для себя бензин, они выводят его — кто в цистернах, кто берет канистры разного вида, покупают с прицепами на «Газелях». Сейчас все меньше ездят, потому что если у кого-то линия налажена, то работает, если нет, то ты так уже просто не вывезешь его в таких объемах.
Ситуация с разницей цен не нова, комментирует исполнительный директор Центра энергетики «Сколково» Вячеслав Мищенко.
Вячеслав Мищенко исполнительный директор Центра энергетики «Сколково»«Все, что происходит в России, — это некий консенсус между нефтяными компаниями и регуляторами. Россия, по сути, представляет собой рыночную модель регулирования. На внутреннем рынке практически отсутствует (за исключением каких-то экстренных случаев) вмешательство регулирующих органов. Что касается Казахстана, то цены там более жестко регулируются, они социально ориентированы, цены пока еще не являются рыночными. Соответственно, это бьет по паритету цен. Цена в Казахстане на литр бензина практически в два раза ниже, чем в России. Все эти годы, пока идет процесс притирки или гармонизации рынков, пока окончательно гармонизация не произошла, этим пользуются жители приграничных областей. Это было всегда и в различных юрисдикциях, это и у России с Украиной было, и с Белоруссией. В разные периоды эти все вещи возникали».
25 июня стало известно, что правительство РФ не будет продлевать заморозку цен на бензин, срок действия которой истекает 1 июля. Соглашение между властями и нефтяниками о контроле стоимости топлива было подписано после резкого удорожания бензина весной 2018 года.