Если в начале 2000-х российские власти публично декларировали увеличение численности среднего класса как одну из главных задач экономического и социального развития страны, теперь таких слов из уст чиновников или политиков не услышишь. Более того, средний класс становится главной жертвой затяжного экономического кризиса и главной мишенью геополитических упражнений государства. В результате он тает буквально на глазах.

Доля среднего класса в России за последние пять лет снизилась с 37% до 30%. Такие оценки содержатся в исследовании Альфа-банка, сообщает РБК.

Понятно, что критически важно, как именно вы будете считать этот самый средний класс. Чаще всего это делается по уровню базового дохода населения и определенным поведенческим характеристикам. Средний класс в этом случае — те люди, у которых есть автомобиль и сбережения. Эксперты Альфа-банка сочли средним классом 30% россиян с доходами в диапазоне от 39 тысяч до 99 тысяч рублей в месяц.

Устойчивый рост доходов россиян благодаря нефтяному буму 2000-х и сравнительно быстрый выход мировой экономики из кризиса 2008-2009 годов привел к тому, что по крайней мере по количеству денег средний класс в России рос. Он стал главным двигателем экономического роста в стране в начале 2010-х (он был преимущественно потребительским, цены на нефть уже не росли прежними темпами) и главным источником невиданного кредитного бума, продолжавшегося вплоть до начала войны санкций и нескольких обвалов рубля в 2014 году.

Но средний класс — это не просто люди с определенным уровнем доходов, которые могут позволить себе один или даже два раза в год отдыхать за границей, спокойно покупать одежду и обувь (а не только еду) и обладают хоть каким-то автомобилем. Это еще и самая граждански активная часть населения. У миллионеров своя жизнь и свои заботы. Нищие вынуждены думать только о куске хлеба насущного. Они выживают. И только средний класс, ядро гражданского общества, готов задавать государству вопросы. Где хорошее образование и качественная медицина? Где хорошие дороги? Будут ли суды судить по закону, а не по понятиям и приказам сверху? Куда идут налоги?

Государству эти вопросы явно не нужны, а значит, не нужны и люди, способные их задать. 10% россиян владеют 82% всего национального богатства страны. У 70-72% россиян по-прежнему нет загранпаспортов. Они никогда не были за границей и не могут лично сравнить жизнь «здесь» и «там». Значит, эти 10% могут (и хотят!) спокойно рассказывать по телевизору этим 70% про ужасы жизни в других государствах — неважно, правду или ложь, они все равно не могут проверить. А средний класс не только бывал за границей и может сравнить российскую реальность с зарубежной, он еще и привык свободно выезжать из страны. Для него отдых в Грузии, Турции, Египте (не говоря уже про Италию, Испанию или Грецию) не просто приятная возможность или абстрактное гражданское право, это уже норма жизни.

Я не думаю, что запретом на полеты в Грузию государство пытается заставить россиян больше ездить отдыхать в Крым, как это многие трактуют. В конце концов, это же не запрет русскому туристу отдыхать в Грузии, это просто дополнительные заботы: искать обходные варианты, менять планы, тратить на отпуск больше, чем ожидалось. Это пока и не элемент железного занавеса: теперь даже российским полицейским великодушно разрешили ездить на отдых в Турцию и Таиланд. Это именно адресный плевок государства в средний класс, оно как бы говорит: нам безразлично, что мы создаем вам проблемы и рушим планы на лето.

Узкому слою политической и бизнес-элиты, по сути, приватизировавшей государство, не нужна значительная прослойка свободных граждан со средним уровнем доходов и финансовой независимостью от бюджетных денег. Не нужны люди, которые видят в государстве не сакральное высшее начало, а сферу обслуживания своих повседневных интересов. Поэтому так медленно в России развивается малый и средний бизнес, несмотря на 20 лет непрерывных заявлений. Поэтому в России вымывается средний класс. Управленческому классу гораздо легче и удобнее иметь дело с нищебродами.