Правительство не будет продлевать соглашение с нефтяными компаниями о контроле за ценами на бензин, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на четырех сотрудников компаний и двух федеральных чиновников. Договоренность нефтяных компаний с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), заключенная в ноябре прошлого года, истекает 1 июля.

По данным издания, соглашение решили не продлевать на совещании у министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака. На встрече также были представители Минэнерго, ФАС, «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти».

Нефтяники заверили, что рост цен на мелкооптовом рынке и АЗС не будет превышать инфляцию, однако участники рынка не могут дать гарантий, считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

Григорий Баженов руководитель аналитического центра Независимого топливного союза «Будут ли договоренности соблюдаться, это открытый вопрос. Вполне возможен как саботаж определенных решений со стороны нефтяников, так и, наоборот, нажим регуляторов. Есть возможность повышать экспортные пошлины до достаточно высоких значений, которые будут ослаблять экспортную мотивацию у крупных нефтяных компаний. Соответственно, они, по логике, должны начинать грузить на внутренний рынок нефтепродукт. В качестве еще одной дополнительной дубинки рассматривалось введение лицензий на экспорт — наиболее страшный инструмент для нефтяников. Именно поэтому они готовы были подписывать соглашения. Что касается розничных цен, у нас с 2009 года в стране действует режим розничного ценообразования, который аналитики, эксперты рынка называют «инфляция минус». Мелкооптовые, розничные цены будут индексироваться именно на величину инфляции. Это говорит о том, что у нас всегда будет расти цена вне зависимости от оптовой конъюнктуры. Такая ситуация совершенно не эффективна. Год от года автомобилисты будут переплачивать за бензин просто потому, что у нас установлен такой таргет. Плюс ко всему подобный режим не предлагает и конкурентных возможностей, каких-то значительных заработков в отрасли не предвидится, маржинальность будет маленькая. Таким образом, мы обречены на достаточно стагнирующий сектор без видимых перспектив».

Весной прошлого года бензин и дизтопливо на заправках резко подорожали: рост цен почти в пять раз превысил уровень инфляции. Заморозка цен на бензин действовала до декабря, затем соглашение продлили. С 2019 года нефтяники могли увеличивать цены только в пределах инфляции.