Что не так с вагонами?
После недавних аварий в московском метро в Общественной палате России заинтересовались темой поставок подвижного состава для пассажирских поездов. Там намерены выяснить, почему один из производителей вагонов, фактически, занял доминирующее положение на этом рынке
Читать на полной версииДве аварии в конце мая привлекли внимание СМИ и общественности к вопросу безопасности столичной подземки. В первом случае причиной остановки поездов стала потеря напряжения на контактном рельсе. Вторая авария возникла из-за неисправного поезда «Ока». Производитель, мытищинский «Метровагонмаш», заплатит штраф в 1,5 миллиона рублей. Входящее в «Трансмашхолдинг» предприятие является единственным поставщиком вагонов для метро.
Тверской вагоностроительный завод, также дочка «Трансмашхолдинга», получил заказы и на поезда «Иволга» от Центральной пригородной пассажирской кампании для Московских центральных диаметров на сумму почти 11 миллиардов рублей. Несмотря на то, что к надежности этих электропоездов есть вопросы. В РЖД обнаружили, что в I квартале этого года число отказов «Иволг» выросло почти в 4 раза по сравнению с тем, что было годом раньше. А, например, поезда «Ласточка», которые выпускают «Уральские локомотивы», напротив, зарекомендовали себя неплохо. За тот же период количество их отказов снизилось в полтора раза. Об этом говорится в письме главы РЖД Белозерова мэру Москвы Собянину, сообщило издание «Вгудок».
Конечно, все эти заказы были получены по результатам конкурсов и тендеров. Но есть впечатление, что их условия были специально прописаны так, чтобы им соответствовал лишь один поставщик. Объясняет президент Молодежного союза юристов России Маргарита Пальцева.
Маргарита Пальцева президент Молодежного союза юристов России «Изначально требования заявлялись одни. Даже если рассматривать по одному критерию, что ширина дверного проема сначала предполагалась одна, потом, соответственно, поменялась документация на другую. И если в принципе рассматривать, как они меняют требования, какие они предъявляют требования, то изначально зарабатывают под конкретного поставщика. По документам, по признакам видно, что есть нарушение антимонопольного законодательства».
Редакция Business FM обратилась в пресс-службу РЖД с просьбой прокомментировать возможность увеличения закупок поездов не у предприятий «Трансмашхолдинга», а у других поставщиков. Оперативный ответ мы не получили.
Интерес к контракту на 200 с лишним миллиардов рублей, по данным газеты «Коммерсантъ», проявляли испанская Talgo и швейцарская Stadler. А «Уральские локомотивы» вполне могли бы поставлять дочке РЖД те же «Ласточки». Но, видимо, конкуренты «Трансмашхолдинга» не вписались в условия конкурса.
Общественная палата намерена с этим разобраться. Говорит первый зампредседатель комиссии по общественному контролю Общественной палаты, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов.
Артем Кирьянов председатель Российского союза налогоплательщиков «Абсолютно не понятно, почему в ущерб интересам граждан и вразрез поставленным президентом задачам, контракт на поставку подвижного состава реализуется по монопольной схеме. Мы в общественной палате уже разбираемся с этой проблемой. Отправлены запросы в ФАС и прокуратуру Москвы. Если оперативно ответов и решений не последует, то мы будем обращаться по этой ситуации вплоть до руководства страны, до президента, так как на лицо полное нарушение конкурентной политики. Мы конечно будем заниматься этим, в том числе в рамках общественных слушаний, в рамках круглых столов, которые могут состояться на площадке общественной палаты России».
«Трансмашхолдинг», ставший, фактически, монопольным поставщиком подвижного состава, — российская компания, в отличие, например, от «Уральских локомотивов», которые являются совместным предприятием Siemens и группы «Синара». А поддержка отечественного производителя — это святое. Главное, не доводить до крайностей. К чему приводит отсутствие конкуренции, хорошо помнят те, кто застал советское время.