Не так сел. Встреча православных депутатов вызвала политический кризис в Грузии
В Кремле эти события назвали «русофобской провокацией». Грузинская оппозиция обещает продолжить многотысячные акции, в которых уже пострадали более 200 человек. Под давлением улицы спикеру грузинского парламента от правящей партии пришлось уйти в отставку
Читать на полной версииОбновлено 18:44
Протесты с десятками пострадавших, включая и потерявшую глаз грузинскую журналистку, начались после выступления президента Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) в грузинском парламенте. Организация была основана в 90-х годах по инициативе Афин, где и находится ее штаб-квартира.
МАП объединяет 25 стран, лидирующие роли занимают Россия и Греция: первой традиционно достается кресло президента ассамблеи, второй — генерального секретаря. В прошлом году главой МАП стал депутат Госдумы Сергей Гаврилов — что любопытно, член КПРФ. В Грузии, к слову, запрещена коммунистическая символика.
Вот что нам рассказал сам Сергей Гаврилов.
Сергей Гаврилов депутат Госдумы «Для меня вопрос с креслом был крайне неожиданный, возможны были провокации, но не на этой теме. Хотел бы вам сказать, что кресло не слишком комфортное для ведения заседаний. Так вот, нас пригласили официально в Грузию, вопрос обсуждался год назад на Генеральной ассамблее нашей Межпарламентской ассамблеи православия в Афинах. Мы единогласно поддержали заявку Грузии, потому что Грузия дала стопроцентные гарантии безопасности, заявляла о высочайшем уровне организации. Из бюджета Грузии были выделены необходимые средства по инициативе парламента. Более того, представители Грузии заявили, что для них это будет огромный международный праздник, даже пригласили членов семей депутатов посмотреть на Грузию, участвовать в этом заседании торжественном. Межпарламентская ассамблея православия — это международная организация, объединяющая парламенты 25 стран. Президент этой ассамблеи, которым являюсь я, и генеральный секретарь, это второй человек в ассамблее, наш коллега греческий депутат Андреас Михалидис ведут это заседание из президиума. И когда мы проводим заседание в других странах, это происходит тоже в зале заседаний парламентов, также мы располагаемся в президиуме. Для меня не было никакой проблемы, никаких амбиций особенных у нас тоже не было, если бы было принято решение в другом месте, хоть в спортивном зале, хоть в бизнес-центре, мы могли бы также провести заседание, хоть на табуретке. Но это была инициатива грузинской стороны: именно здание парламента, именно в торжественных условиях, именно для того, чтобы поднять престиж Грузии в международном сообществе».
Выступление Гаврилова в грузинском парламенте было частью Генеральной ассамблеи МАП, которая каждый год проходит в июне в одной из стран — членов межпарламентской организации. Проблема в том, что российский депутат, в свое время поддержавший признание независимости Абхазии и Южной Осетии, которое почти все страны мира считают российской оккупацией, сел в кресло спикера парламента Грузии. Место ему определила принимающая сторона. Но картинка очень яркая: легко использовать в политических целях.
Лидеры грузинской оппозиции тут же заявляют, что Гаврилов участвовал в войне на стороне Абхазии. Это не так, в его биографии нет никакой связи с армией. Но оппозиция уже блокирует трибуну, десятитысячная демонстрация, слезоточивый газ и резиновые пули полиции.
Можно ли назвать решение о приезде Гаврилова в Грузию ошибкой? Отвечает его коллега по МАП, председатель финансового комитета организации, депутат Госдумы России Дмитрий Вяткин.
Дмитрий Вяткин депутат Госдумы, первый зампред комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений «Никакой нелепости, никакой ошибки здесь не было. Это было приглашение грузинского парламента. Но оппозиция нынешней правящей партии Грузии, в том числе сторонники Саакашвили, использовали это для того, чтобы устроить провокацию. И когда наша делегация уехала, продолжились стычки с полицией, попытки ворваться в парламент и так далее, что показывает, что это использовано как повод. Вот и все. В греческом парламенте тоже есть оппозиция, но почему-то там то, что Сергей Анатольевич сидел на месте председателя греческого парламента, не вызвало ни у кого никаких возражений и сомнений. Что касается кандидатуры президента ассамблеи, представитель Греции занимает должность генерального секретаря, а должность президента традиционно подходит к представителям российского парламента. Поэтому здесь ничего удивительного нет. А партийная принадлежность… Вы меня, конечно, извините, она здесь никоим образом не влияет на выбор».
Прошлая Генеральная ассамблея МАП проходила в Греции. Тогда организации исполнялось 25 лет, поэтому на мероприятии присутствовал не только российский президент МАП, но и председатель Госдумы Вячеслав Володин — и все это на фоне Солсбери, Сирии и других острых проблем в российско-европейских отношениях. Следует ли искать в грузинских событиях какой-то хитрый план оппозиции, направленный на дискредитацию правящей партии?
Гела Васадзе грузинский политолог «Оппозиция не управляла процессами, оппозиция шла за процессами. Другое дело, что оппозиция несет политическую ответственность за все процессы, которые она поддержала. Что касается Москвы, вы помните причину этих протестов? 20% Грузии оккупировано, проводится достаточно враждебная политика со стороны РФ по отношению к Грузии — это универсальная формула, которую будут повторять все политики, кроме абсолютно пророссийских, которых достаточно небольшое количество».
Как бы ни хотели соратники Саакашвили объявить выступление российского депутата в Тбилиси признаком чуть ли не подотчетности правящей партии Грузии коварному Кремлю, на деле Межпарламентская ассамблея православия — это просто форум для общения законодателей, относящих себя к этой конфессии. Это не предметная рабочая группа двух стран, допустим, по устранению последствий конкретной катастрофы. Это даже не комитет по какому-нибудь широкому межгосударственному взаимодействию.
МАП занимается «всемерным содействием принятию законов, отвечающих интересам православия в обществе». Поэтому прогонять президента организации просто потому, что он россиянин, — это как минимум деструктивный политический оппортунизм, а может быть, даже игра на руку Кремлю. По крайней мере, такое мнение высказала президент Грузии Саломе Зурабишвили. По ее словам, протестующие создают раскол в обществе и выполняют «план Москвы». Как реагировать на такие заявления?
В Кремле все же отреагировали — если не на слова Зурабишвили про «план Москвы», то на ситуацию в целом. Дмитрий Песков назвал происходящее «русофобской провокацией», констатировал угрозу личной безопасности российских депутатов и выразил обеспокоенность по поводу российских туристов в Грузии. В интернете шутят, что русофобский накал в Грузии достиг таких масштабов, что российскому коммунисту и помолиться негде.