«Почетный патриарх» Филарет объявил о восстановлении раскольнической УПЦ Киевского патриархата
На поместном соборе в Киеве он подчеркнул, что объединительный собор, на котором была создана официальная Православная церковь Украины, оказывается, был «не украинский, а греческий»
Читать на полной версииФиларет сказал, что намерен превратить УПЦ КП в «великую церковь». «Мы из большой церкви стали маленькой, но из маленькой снова станем большой», — заявил он. Кроме того, почетный патриарх заявил, что в стране могут существовать сразу все три православные церкви — ПЦУ, Киевского патриархата и Московского патриархата, а если ПЦУ под руководством митрополита Епифания захочет объединиться с УПЦ КП, то никто возражать не будет.
Заявления Филарета комментирует украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев.
— Когда затевалась эта история с томосом, со стороны Порошенко были определенные гарантии Филарету, что он будет де-факто патриархом, в подчинении которого де-факто будет Епифаний. Но когда Порошенко проиграл, а Зеленский не собирается вмешиваться в дела церкви, Филарет и Епифаний почувствовали, что теряют поддержку государства, то Филарет сыграл на то, чтобы восстановить Киевский патриархат и свои позиции де-факто и де-юре предстоятеля Киевского патриархата. Теперь все переносится в суды. В судах будут решаться все эти вопросы о юридическом статусе, о принадлежности приходов храмов.
— Как на это заявление Филарета о том, что «мы из большой церкви стали маленькой, но из маленькой снова станем большой», отреагирует Константинополь?
— Никак, он просто не будет это признавать. Но это удар по репутации Варфоломея и Константинополя. Прихожан еще надо вернуть. Те, которые были под Киевским патриархатом, перешли в ПЦУ. Вернутся ли они к Филарету, это еще вопрос. Тут начнется борьба иерархов за клириков, за церковных людей. Перейдут ли из ПЦУ обратно к Филарету? А в судах будут решаться вот эти все не только хозяйственные споры, но и юридические аспекты, потому что восстановит ли Киевский патриархат как юридическое лицо украинский суд?
— Может ли тогда президент оставаться в стороне, если эта нервозность существует?
— Президент может действительно как-то быть вовлечен, но, мне кажется, больше в статусе арбитра.
Сам Владимир Зеленский не обсуждает свое отношение к религии, так как эти разговоры, по его словам, раскалывают семьи и общество. Точно неизвестно, к какой конфессии принадлежит глава Украины. Сообщалось, что он из еврейской семьи. И как нам сказали источники на Украине, сам придерживается иудаизма. В то же время в прессе во время предвыборной кампании писали, что он принял христианство.