Шедевры советской живописи были арестованы, а потом — пропали
«Промсвязьбанк» заявил об исчезновении работ из музея Ананьева — Института русского реалистического искусства. Картины оцениваются в сотни миллионов рублей
Читать на полной версииРечь о семи жемчужинах коллекции Ананьева. Это работы художников — первых имен советской живописи, приобретенные им на аукционах. Работа Георгия Нисского «Над заснеженными полями» 1964 года — куплена на Sotheby's почти за 2,5 миллиона долларов. Его же картина «В пути» — 780 тысяч долларов. А еще работы Александра Герасимова, Александра Дейнеки, Виктора Попкова и Исаака Бродского. Все они содержались в музее Ананьева — Институте русского реалистического искусства.
Все изменилось после того, как «Промсвязьбанк» подал рекордный иск против своих бывших совладельцев, почти на 300 миллиардов рублей — а суд наложил арест на имущество, в том числе на картины и здание музея. Что происходило дальше — рассказывает руководитель юридического блока «Промсвязьбанка» Михаил Дорофеев.
Михаил Дорофеев руководитель юридического блока «Промсвязьбанка» «По нашим сведениям, музей закрылся на следующий день после того, как был вынесен этот арест, 30 мая. В этот же момент по заявлению, о котором мы узнали из прессы, директор музея Надежда Степанова сказала, что все картины находятся в экспозиции в здании музея. Когда приставы возбудили исполнительное производство и выехали на место, это было 4 июня, там на месте выяснилось, что эти семь картин отсутствуют в хранилище. Сейчас будут происходить розыскные действия. Нам представлены документы, что они переданы музеем в пользу кипрской компании Diolelta, которая тесно связана с супругой Алексея Ананьева».
На Кипре, как писали «Ведомости», поселился и Дмитрий Ананьев после отъезда из России. Кстати, и два арестованных самолета Bombardier Challenger 650, принадлежащие братьям, СМИ также находили в Австрии и на Кипре.
Что же касается картин — Алексей Ананьев уже два года как ими не владеет — а значит, и банк не имел право накладывать на них арест, парирует защита бизнесмена. Директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова не стала комментировать заявления «Промсвязьбанка» о пропаже картин, заметив следующее.
Надежда Степанова директор ИРРИ «Несколько лет назад для обеспечения деятельности музея делалась коллекция в соответствии с лучшими мировыми практиками. Алексей Ананьев принял решение, что произведения искусства и здание не должны находиться в собственности, а управлением музея занимается коллектив менеджеров. Этот факт не отменяет того, что Алексей Ананьев основал музей как музейную институцию в 2011 году, ему не безразлична судьба. Мы со своей стороны оказали полное содействие судебным приставам и исполнителям, обеспечивая доступ фонда, где хранятся произведения, находящиеся в управлении частного учреждения культуры Института русского реалистического искусства. За исключением тех, которые работают у нас на внешних, временных проектах».
Находятся ли картины до сих пор в России — неизвестно. И вывезти такие произведения искусства за рубеж кажется малореальным. Насколько это сложно, объясняет генеральный директор artinvestment.ru Константин Бабулин.
Константин Бабулин генеральный директор artinvestment.ru «Что касается вывоза навсегда, на продажу: надо получать разрешение в Минкульте, там будет эксперт-оценщик, который разрешит или не разрешит. Здесь градация до 70 лет вывозить можно, после 100 лет вывозить нельзя. Плюс, нужно будет заплатить пошлину с оценки, которую даст эксперт-оценщик. Сейчас по практике, вывоз из нашей страны практически прекращен. За одним исключением — если эти картины были куплены за границей после 2005 года и ввезены сюда в страну, с оформление соответствующих бумаг. А это делают не всегда, между прочим. Если мы возвращаемся к тем картинам, которые пропали из музея, то это тем более сделать будет невозможно. Потому что проверка в Минкульте моментально покажет, откуда эти картины и, соответственно, что они под арестом».
С другой стороны — это повод поднять вопрос о судьбе музея с крупнейшей коллекцией русского и советского искусства XX века. ИРРИ, в собрании которого около шести с половиной тысяч полотен, купленных Ананьевым — сейчас закрыт для посетителей. И пока неясно, когда он возобновит работу и как его будут спасать.