Российские молокозаводы собрались судиться с китайской фирмой
У них украли торговые марки. И произошло это из-за недостаточной юридической грамотности
Читать на полной версииКомпания из города Муданьцзян зарегистрировала на себя торговые марки российских производителей, которым разрешили экспортировать в Китай молочную продукцию. Теперь молочники подают коллективный иск.
Об этом рассказал директор по развитию электронной торговли Российского экспортного центра Алексей Мурзенок. По его словам, молокозаводы получили импортную лицензию в конце декабря прошлого года, а уже через месяц некая китайская фирма оформила регистрацию. При этом китайцы не нарушили закон, это наши компании «проморгали», сказал Мурзенок.
Юрист-международник из компании «Юристы в Китае» Наталья Шупейко говорит, что среди недобросовестных китайских бизнесменов присвоение чужих брендов, готовящихся к выходу на рынок, — очень популярная практика. Однако шансы у наших производителей на успех в суде есть.
— С точки зрения китайского законодательства это в рамках закона. И здесь есть шансы выиграть этот спор в судебном порядке, если эта торговая марка уже признана международной, имеющая международную известность. Если она известна только в одной стране, то здесь шансы, можно сказать, 50 на 50. В Китае процедура регистрации торговой марки занимает порядка двух лет. Скорее всего, они только подали заявку. Возможно, они получили только уведомление о принятии заявки на регистрацию. Поэтому есть шанс не довести до финального завершения процедуры регистрации этих торговых марок. Товар еще до того, как он поступает на китайские рынки, производители участвуют в выставках. Например, они привозят образцы своей продукции, каталоги. И предприимчивые китайские предприниматели, если какая-то очень интересная ниша, по их мнению, будет перспективна, они сразу же регистрируют эту торговую марку. Здесь есть еще один момент: все иностранные товары, которые продаются на китайском рынке, они зачастую переводят свой бренд на китайский язык. То есть нам еще неизвестно, на каком языке были зарегистрированы эти бренды. То есть, скорее всего, они без перевода на китайский язык. Наши производители могут подать заявление на регистрацию своего бренда с переводом на китайский язык. И эта торговая марка уже будет уникальной.
— Почему получилось так, что не успели зарегистрировать название? Это Минсельхоз не предупредил компании?
— Это происходит, к сожалению, из-за недостатка юридической грамотности российских экспортеров. Прежде чем выходить на рынок другой страны, в частности, на китайский рынок, во время проведения маркетинговых исследований уже нужно подавать заявку на регистрацию торговой марки.
По словам юристов, зарегистрировать торговую марку в Китае можно, не дожидаясь начала поставок. Заявка подается дистанционно с помощью так называемых китайских поверенных.
Соглашение о взаимных поставках молочной продукции между Россией и Китаем было подписано в конце 2018 года. Вначале китайская сторона одобрила только 10 российских молокозаводов, но в апреле расширила список до 33. В конце мая первое отечественное молоко было поставлено в Китай.