Об этой инициативе Верховного суда стало известно в разгар Петербургского форума, и скоро это может воплотиться в жизнь. Пока еще ничего не произошло, Верховный суд лишь обсудил сроки давности по налоговым преступлениям.

Но если в окончательном документе будет несколько важных слов, то последствия могут быть очень серьезными. Не будем слишком вдаваться в юридические тонкости. Скажем лишь, что налоговые преступления могут причислить к «длящимся», пока не погашена недоимка.

Это будет значить, что ВС, по сути, отменит сроки давности, а заодно с обратной силой, то есть привлечь за недоимки кооператоров за неуплату налогов в 1990-х будет вполне реально. Причем разъяснениями ВС в первую очередь воспользуются следователи, пусть даже компания когда-то и доказала свою налоговую правоту.

Поскольку срока давности нет, а обратная сила есть, то почему бы не заняться старым делом ради интересов бюджета, говорит партнер Bryan Cave Leighton Paisner Евгений Тимофеев.

Евгений Тимофеев партнер Bryan Cave Leighton Paisner «Честно говоря, у меня такое ощущение, что Верховный суд просто решил внести свою лепту в вопросы пополнения бюджета. Потому что я могу себе легко представить, если это появится, что берет следователь, открывает старые дела, например десятилетней давности, смотрит арбитражные суды, которые выиграны налогоплательщиком, а после этого начинает возбуждать дела по выигранным делам (то есть это можно в уголовном процессе пересмотреть) и начинает прессовать, соответственно, предпринимателей. Замечательная дубина для выбивания того, что налогоплательщик когда-то отстоял в суде. На мой взгляд, это приведет к беспределу».

Сейчас в России сроки давности по налоговым преступлениям — от двух до десяти лет. Все зависит от суммы недоимки. Не факт, что это умышленные деяния. Предприниматель может допустить ошибку, налоговая ее не заметить или заметить слишком поздно. Все, бизнесмен чист перед ФНС и законом. Но, даже если он знал, на что шел, время прошло, до свидания.

Если же изменятся правила, то каждая компания будет знать: она в любой момент может оказаться под ударом. В худшем случае можно сесть в тюрьму на несколько лет, в лучшем — заплатить. Для этого придется всегда иметь финансовый запас, хотя деньги могли бы пойти на другие цели, замечает глава «Деловой России» Алексей Репик.

Алексей Репик глава «Деловой России», председатель совета директоров АО «Р-Фарм» «Каждая компания должна все время держать в уме риск возникновения дополнительных налоговых претензий. Компании будут формировать резервы, и, вместо того чтобы инвестировать в развитие бизнеса, направления, будут выбирать более консервативную стратегию. Это не только вопрос и не столько даже вопрос административного давления, но это и все в значительной степени создание среды неопределенности».

Сроки давности по налогам — мировая практика. Есть страны, где законы гораздо жестче, чем у нас, например в Великобритании. Но есть огромная разница. К примеру, английский предприниматель шесть лет назад случайно, по ошибке что-то не оплатил. Ничего страшного, простят. Но если докажут, что он сделал это намеренно, то будет совсем другой разговор.

Просто в Британии принято платить налоги. Поэтому, как говорят местные юристы, 90% компаний все это не касается. Да и правила в правовой державе не меняются, рассказывает управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев.

Владимир Гладышев управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Правила игры установлены давно. И все адвокаты к этому готовы, и все налоговые консультанты ко всему готовы. Там никому не придет в голову менять радикально налоговую систему задним числом. Сроки давности здесь гораздо более жесткие, более обширные. С другой стороны, английская система построена на огромном количестве здравого смысла. Если вы не являетесь закоренелым налоговым преступником и явным мошенником, вас преследовать не будут. Произвольного преследования налогоплательщиков, как в России, в Англии нет».

Наше же отличие в том, что правила меняются постоянно, и в этот раз может случиться, что радикально. При этом частному предпринимательству в России всего 30 лет. Те, кто пережил 1990-е, хорошо помнят, что тогда на того, кто налоги платил, смотрели косо, а вот тот, кто не платил, — молодец, наш, поступает как все.

Первой ласточкой стало дело ЮКОСа, когда акционеров наказали за старые грехи (не будем сейчас рассуждать о справедливости). Но теперь то же самое может случиться с любым. Неуплата налогов по сути та же самая кража.

Но по кражам срок давности есть, а по налогам его хотят отменить. И не важно, что у компании давно сменились акционеры, которые, например, когда-то незаконно возместили НДС. Заплатят за прежних владельцев. И не важно, что старые недоимки давно простила сама налоговая. Следователь с удовольствием не простит.