Кто мог атаковать танкеры в Оманском заливе?
Власти Ирана сообщили, что спасли 44 члена экипажа и доставили их на свою территорию. На одном из танкеров могли находиться 11 россиян. После появления сообщений об атаке цены на нефть подскочили
Читать на полной версииОбновлено в 16:16
Два нефтяных танкера атакованы в Оманском заливе. Один из них Front Altair принадлежит норвежской компании и ходит под флагом Маршалловых Островов. В него могла попасть торпеда, сообщает Reuters.
По данным норвежской Verdens Gang, на борту могли находиться граждане России, Грузии и Филиппин. Владелец судна, норвежская компания Frontline, сообщила РИА Новости, что на танкере Front Altair находились 11 россиян, 11 филиппинцев и один гражданин Грузии. Все они эвакуированы иранскими властями и доставлены в один из портов. В посольстве России в Омане пока не располагают информацией о россиянах на борту, отмечает РИА Новости.
Explosions heard in oil tankers in Gulf Oman sea #MiddleEast#war#Iranpic.twitter.com/8YuHaRDrBE
— (@Fa_Adwan) 13 июня 2019 г.
Сообщалось об одном пострадавшем, но информация не подтверждена. Версии причин инцидента расходятся: различные источники сообщали о торпедах, магнитных минах и артиллерийском обстреле. Подробности рассказывает обозреватель CNBC Business Брайан Салливан.
«Капитан одного корабля заявил, что его судно подверглось обстрелу или что-то подобное. Норвежская компания — владелец другого корабля передала слова капитана о том, что это была атака с поверхности. Таким образом, оба капитана констатировали, что инцидент был спровоцирован внешним воздействием. Сообщалось, что это нефтяные танкеры. Это не совсем так. Один вез метанол, то есть метиловый спирт, другой — нафту, сырье для нефтяной промышленности. Ранее, 12 мая, еще четыре корабля подверглись атаке у берегов Объединенных Арабских Эмиратов, среди них два саудовских судна, одно под флагом Эмиратов и одно, кажется, норвежское. Теперь число атакованных танкеров достигло шести, шесть кораблей за месяц. Кто стоит за нападениями, неизвестно. Был ли это Иран, последствия саудовско-йеменского противостояния или сторонняя сила? Шестой флот ВМС США проводит расследование, а нефть реагирует резким подскоком».
На двух танкерах был груз, «связанный с Японией», заявили агентству The Associated Press в японском министерстве торговли. Инцидент совпал с визитом в Иран японского премьера Синдзо Абэ, что министр иностранных дел исламской республики назвал «очень подозрительным».
Правительство Ирана заявило о готовности обеспечить безопасность морских маршрутов после инцидента. Кто мог напасть на танкеры, комментирует востоковед Саид Гафуров.
Саид Гафуров востоковед «На самом деле, кто угодно может, желающих поднять цены на нефть очень много, желающих спровоцировать конфликт между Ираном и США и их противниками — еще больше. А что самое главное, Оман — это самая взвешенная страна, если не считать Катар, у Омана очень аккуратная, очень взвешенная политика. Они, например, не присоединились к санкциям других арабских стран против Сирии, они всегда пытались играть роль переговорщика, то есть, безусловно, это не враги Ирана, это друзья Ирана, плюс там еще и правящая династия не то что совсем шиитская, но близкая к шиитам. То есть, почти наверное, это провокация, направленная против Ирана, и почти наверное, она связана с людьми, которые связаны с нефтекругами, с монархией Персидского залива, потому что иначе бы выбрали другую цель».
Атаки могли совершить, чтобы увеличить напряженность межу США и Ираном, полагает руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.
Владимир Фитин руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований «Поскольку американцы усиливают свое давление на Иран по всем направлениям — и экономическом, не говоря уже о политическом, и военном, концентрируя свои вооруженные силы: как известно, невдалеке есть авианосная группа, ракетные комплексы Patriot, бомбардировщики В-52, идет такое нагнетание ситуации вокруг Ирана. Либо это инспирируется теми силами, которые хотят перевести конфликт в более активную форму, чтобы обвинить Иран во всех этих нападениях, что он отрицает категорически. Либо возможный вариант — это атаки йеменских хуситов, которых поддерживает, как известно, иранское руководство и которые отвечают на агрессивные действия аравийских монархий в ходе войны в Йемене».
После появления сообщений об атаке на танкеры цены на нефть подскочили в моменте на 3-4%. Стоимость марки Brent превысила 62 доллара за баррель, WTI торгуется выше 52 долларов. Продолжает обозреватель Bloomberg Эннмари Хордерн:
«Сразу после первых сообщений Brent подскочила на 1,7%, спустя день после падения ниже 60 долларов за баррель. Теперь мы наблюдаем положительные шоки, они продолжаются. Движение кораблей можно было отслеживать на терминале Bloomberg или через другие сервисы мониторинга морского трафика. Судно Front Altair способно перевозить более 700 тысяч баррелей нефти, хотя точный объем груза первоначально не был известен. Стоит понимать, что любой подобный инцидент на Ближнем Востоке, в Оманском заливе, вблизи Ормузского пролива, может потрясти весь нефтяной рынок».
В мае сообщалось о нескольких атаках против четырех танкеров вблизи территориальных вод ОАЭ. Один из кораблей принадлежал Норвегии, другой — ОАЭ, два других — Саудовской Аравии. В нападении подозревали Иран, однако в Тегеране отвергли эти обвинения.