Хитрые русские: беднеем, но тратим все больше. Колонка Семена Новопрудского
«Взрыв мозга» — именно такой эффект вызывают у обычного человека чиновники, когда начинают объяснять некоторые странные вещи, происходящие в российской экономике. Например, почему зарплаты постоянно растут, порой даже выше официального уровня инфляции, а доходы продолжают падать
Читать на полной версииПервый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам популярно объяснил депутатам, а заодно и остальному народу, почему доходы россиян продолжают падать. Главных причин, оказывается, две.
Первая — увеличение расходов граждан на погашение и обслуживание прежде взятых кредитов. Вторая — сокращение теневого сектора экономики. Так глава Минфина объяснил статистический феномен: реальные зарплаты россиян в январе-марте 2019 года выросли на 1,3%, в апреле — на 1,6%. При этом, по данным Росстата, реальные доходы населения за I квартал 2019 года упали год к году на 2,3%.
Насколько правдоподобны объяснения Силуанова? Они похожи на правду. Долговая нагрузка россиян по кредитам действительно растет. В 2018 году, по данным Банка России, долги россиян банкам увеличились аж на 22,7% по сравнению с 2017-м и достигли почти 15 трлн рублей.
Масштабы обеления теневого сектора в России с такой точностью подсчитать трудно, но и это правда. Если растут поступления НДС в казну при отсутствии роста экономики, это верное доказательство того, что легальных компаний-плательщиков стало больше.
Но что следует из этой правды? Спрашивается, как уменьшится долговая нагрузка людей, если продолжают падать их доходы? Конечно, рано или поздно они расплатятся по кредитам, но смогут ли обойтись без новых? А если банки, увидев сильную закредитованность части россиян, перестанут давать им в долг, несчастные пойдут в микрофинансовые организации, в том числе в подпольные, потому что, если вам не на что купить телевизор или смартфон, вы как-нибудь переживете, а если не на что купить еду, вы умрете с голоду или будете занимать деньги у любого, кто даст. Так что из этой долговой ловушки при отсутствии роста реальных доходов населения по каким-то другим причинам (о них поговорим чуть позже) выхода нет.
Если же падение доходов населения происходит из-за уменьшения теневого сектора, в голову сразу приходит неприличный вопрос: а зачем тогда государство вообще борется с нелегальной экономикой? А то получается как в известном анекдоте про внука декабриста, который в 1917 году спрашивает у юного революционера: — Зачем вы делаете революцию? — Чтобы не было богатых! — гордо отвечает революционер. — «Странно, мой дед выходил на Сенатскую площадь в декабре 1825-го, чтобы не было бедных.
Ситуация с реальными доходами россиян становится еще более похожей на взрыв мозга, если послушать вице-премьера по социальной политике Татьяну Голикову. Она на днях поведала, что по состоянию на 2017 год (на 2018-й статистики пока нет) разница между доходами и расходами населения составила 13,3 трлн рублей. То есть мы потратили на 13 трлн рублей больше, чем заработали, а на самом деле еще больше, потому что далеко не все наши траты проходят по «кассовым чекам».
По словам Голиковой, серые зарплаты в России получают 15 миллионов человек. Эти самые 13,3 трлн рублей, потраченные россиянами сверх заработанного, на минуточку, почти 15% ВВП. То есть успехи правительства в деле обеления экономики, которыми Антон Силуанов объяснял падение доходов населения, не так уж велики — если верить его коллеге Татьяне Голиковой.
Хорошая новость состоит в том, что, раз государство точно не знает, сколько зарабатывают на самом деле как минимум 15 миллионов россиян, может быть, часть из них не так уж и бедны. Но при этом официальная статистика роста долгов по кредитам и услугам ЖКХ, данные по количеству россиян, живущих ниже уровня бедности, да и просто личные наблюдения за жизнью все-таки показывают, что нищета в России в последние годы как минимум не уменьшается.
А напоследок, как и обещал, о главной причине падения реальных доходов населения. Это вовсе не кредитная удавка и не успехи государства в трудном деле легализации самозанятых. Это затяжной вялотекущий экономический кризис и отсутствие сколько-нибудь заметного роста ВВП. Это война санкций, конца которой не видно и которая медленно, но верно делает нас беднее. Это инвестиционный климат, похожий на вечную мерзлоту, даже когда за окном плюс 30. Это доблестные силовики, беспардонно вмешивающиеся в чужие бизнесы, тайно заводящие свои и складирующие у себя дома неведомо откуда взявшиеся миллиарды рублей.
Но ничего, мы хитрые. Умеем тратить больше, чем зарабатываем, даже если сами не понимаем, как это у нас получается.