Минфин предложил ужесточить условия для россиян, ставших иностранными налоговыми резидентами
Будет достаточно провести на родине 90 дней, чтобы заплатить налоги. Что это значит для бизнеса?
Читать на полной версииЗаявление Антона Силуанова не касается большинства россиян. Но для нескольких тысяч обеспеченных граждан — оно очень серьезное и не самое приятное. Последние годы крупные бизнесмены стали менять российское налоговое резидентство на иностранное. Сообщалось, что среди них Михаил Фридман, Алишер Усманов (правда, последний это опровергал). Чужое резидентство дает возможность обойти закон о деофшоризации. Если бизнесмен полгода проводит не в России, это позволяет ему не отчитываться перед налоговой об иностранных активах и не платить налог с их нераспределенной прибыли.
Полгода — мировая практика. Но Силуанов считает этот принцип устаревшим. И предлагает: если россиянин живет в стране хотя бы три месяца, то он будет считаться нашим налоговым резидентом. Со всеми минусами для бизнесмена. И со всеми плюсами для бюджета. Мы обратились за комментарием к сооснователю «Вимм-Билль-Данн» Давиду Якобашвили. Он в ответ засмеялся.
Но дело не только в 90 днях. Как сообщили «Ведомости», со ссылкой на представителя Минфина, обсуждается и другая идея. Если юридическим языком — «центр жизненных интересов». Если проще: допустим, бизнесмен является налоговым резидентом другой страны, но в России у него семья, недвижимость и, самое главное, его работа, предприятие. Семью, конечно, можно перевезти за границу, недвижимость продать. Но если в России остался, к примеру, завод, то тут три пути. Либо все-таки стать российским налоговым резидентом. Либо продать бизнес, к чему, конечно, мало кто готов. Либо, самое радикальное, — сменить гражданство, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Правда, от российского гражданства избавиться не так просто. Одного желания недостаточно — нужно, чтобы власти одобрили. А в особых случаях решение принимает лично президент. И если какой-нибудь крупный бизнесмен решит отказаться от российского гражданства, то это будет явно особый случай.
Впрочем, последние инициативы Минфина — это только часть больших, тектонических изменений. В прошлом году Россия уже начала обмениваться налоговой информацией с другими странами. Так что тайн о зарубежных активах становится все меньше. Да и угрозу санкций никто не отменял. И недаром последняя налоговая амнистия в плане репатриации капиталов была очень успешной. Ее продлили до марта следующего года. Жизненные интересы Минфина и бизнеса стали все больше совпадать.