Пресненский суд Москвы санкционировал арест одного из предполагаемых исполнителей убийц известного предпринимателя и спортивного деятеля Шабтая Калмановича, убитого в Москве в 2009 году. В СИЗО заключен столичный 36-летний бизнесмен Али Белхороев, рассмотрение же вопроса об аресте его 50-летнего соучастника Жабраила Костоева суд отложил на 7 июня. Оба причастность к преступлению отрицают.

Фигуранты были задержаны 4 июня в рамках уголовного дела, которое расследует Главное следственное управления СКР по Москве. Их подозревают в совершении умышленного убийства по найму (п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), в покушении на убийство (ч. 3 ст. 30 п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), также в незаконном обороте оружия (ч. 3 ст. 222 УК РФ). Официальное обвинение ни Белхороеву, ни Костоеву пока не предъявлено.

Первым на рассмотрение ходатайства следствия, в суд ближе к вечеру доставили уроженца Казахстана Жабраила Костоева. Он оказался жителем столицы, инвалидом 2-й группы и неработающим отцом троих детей. Его защитница Тамара Азарова попросила отложить слушание на 72 часа для сбора медицинских документов.

«Мой подзащитный состоит на учете с диагнозом «судорожная эпилепсия» с 2007 года. Он тяжело больной. Я считаю, что следователи не того взяли, нашли козла отпущения. Он очень часто находится в больницах на стационарном лечении. Все очень серьезно. Но следствию поставили задачу найти виноватых», — прокомментировала Business FM задержание своего подзащитного адвокат.

Единственное доказательство вины?

Адвокат полагает, что в деле недостаточно улик, которые бы послужили основанием для задержания ее подзащитного. По сути, в нем лишь оперативный рапорт о том, что телефон Костоева был запеленгован в момент убийства в этом месте, сказала защитница. «У них ничего нет — ни показаний ни свидетелей, ни потерпевшего (им значится выживший водитель Калмановича — Business FM), нет также доказательств, что сим-карта телефона была зарегистрирована на Костоева. Он мог кому угодно принадлежать, кто проходил мимо места убийства. Даже судья удивился, когда спросил следователя, есть ли у них еще что-то кроме этого, а он сказал, что ничего нет», — рассказала она.

Сергей Артемов просьбу защиты удовлетворил, продлив срок задержания Костоева на 72 часа, а слушание по вопросу ареста отложил на утро пятницы, 7 июня.

После этого в тот же зал завели второго подозреваемого — 36-летнего жителя Ингушетии Али Белхороева, который представился индивидуальным предпринимателем. Он сообщил, что на его иждивении находятся двое детей, а его семья проживает в столице. Подследственный также отрицал причастность к преступлению, сказав, что в день убийства, он действительно был в районе, где оно произошло. По его словам, он навещал двух сестер-подруг. Адвокат Белхороева предложил отпустить его подзащитного под залог в размере 5 млн рублей или отправить под домашний арест.

В свою очередь следствие ходатайствовало о заключении фигуранта под стражу, упирая на то, что Белхороев подозревается в совершении тяжкого и двух особо тяжких преступлений против жизни и общественной безопасности и пока не все его соучастники установлены. Оставлять на свободе задержанного нельзя, так как он может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление не свидетелей или согласовать позицию с подельниками, сказал следователь.

При этом он вначале заявил, что Белхороев якобы являлся связующим звеном между исполнителями и организатором преступления, а позже, когда задержанный обвинил его в противоречиях, вынужден был признать, что следствие пока не определилось, кем он был — водителем или стрелком. При этом следователь добавил, что в настоящее время организатор преступления «установлен и задержан», но не назвал его имя. Ранее телеграм-канал Baza в числе задержанных назвал некоего Батыра Тумгоева, а также сообщил, что один из подозреваемых в убийстве Шабтая Калмановича якобы проходил по делу о нападении на Михаила Жванецкого в 2002 году, не уточнив, кто именно. Родственники же Белхороева в суде назвали журналистам другое имя предполагаемого организатора убийства — некоего Бислана Тибоева из Осетии.

Взвесив доводы сторон, судья удовлетворил просьбу СК, и арестовав Али Белхороева до 28 июня. Не исключено, что 7 июня станет известно, кого же именно следствие считает организатором преступления. Возможно, состоится арест третьего фигуранта и станет понятно, кто и за что мог убить Шабтая Калмановича.

По данным Baza, следователи планируют вызвать на допросы множество звезд российской эстрады, с которыми общался бизнесмен, а также медийных персон: Анастасию Волочкову, Ксению Собчак, Александра Буйнова, Федора Бондарчука, Андрея Малахова, Александра Маслякова, Геннадия Хазанова, Влада Сташевского и многих других. Среди тех, кого они планируют опросить, также миллиардер Алишер Усманов, бывший вице-премьер Аркадий Дворкович и экс-министр спорта, а ныне заместитель председателя правительства по вопросам строительства и регионального развития Виталий Мутко.

Бизнесмен и меценат

61-летний предприниматель, меценат и владелец подмосковного женского баскетбольного клуба «Спартак» Шабтай Калманович был убит 2 ноября 2009 года примерно в 16:30 при повороте со Смоленской набережной на Новый Арбат напротив дома № 31/12. Неизвестные обстреляли Mercedes S-500 из неустановленного оружия. Водитель Калмановича Петр Туманов был ранен в грудь, но был доставлении в НИИ им. Склифосовского и выжил, а предприниматель, получивший ранения груди, шеи и конечностей, скончался на месте. Убийство признали заказным. Долгое время оно оставалось нераскрытым.

Бывший сотрудник Первого главного управления КГБ СССР Шабтай Калманович имел три паспорта: российский, израильский и литовский, знал несколько иностранных языков. За шпионаж в пользу СССР отсидел в Израиле 9 лет.

Бизнес Калмановича был весьма разветвленным. Так, например, он являлся владельцем Тишинского рынка, площади которого сдавал в аренду. До этого занимался строительством в Израиле и африканских странах, вел дела в фармацевтической области.

При этом Калманович увлекался спортом, музыкой, коллекционировал антиквариат, оказывал финансовую поддержку спортклубам. Именно за успехи спонсируемой им литовской команды «Жальгирис» Калманович получил от президента республики приставку «фон» к фамилии. В последние годы Калманович владел баскетбольным клубом «Спартак — Московская область», который при нем трижды выигрывал Евролигу.

Калманович считался очень богатым человеком. Тяжбы за его наследство продолжались несколько лет. В конце 2012 года Мосгорсуд поставил точку в деле о трех завещаниях предпринимателя. Суд признал правомерным первое завещание бизнесмена, которое было составлено в пользу его дочери от второго брака (с актрисой и музыкальным продюсером Анастасией фон Калманович) Даниэллы. По этому завещанию основная часть российского имущества коммерсанта стоимостью 30 млн долларов отошла ей.