Хуруджи: отмена срока давности по налоговым преступлениям противоречит «регуляторной гильотине»
Сейчас срок давности составляет два года, но проект постановления пленума Верховного суда предусматривает, что налоговые преступления будут длиться, пока виновный не погасит недоимку
Читать на полной версииОбновлено в 16:07
Верховный суд предлагает фактически отменить срок давности по налоговым преступлениям. Сейчас он составляет два года. Согласно разъяснению в проекте постановления пленума Верхового суда, с которым ознакомилась газета «Ведомости», налоговые преступления будут длиться до тех пор, пока должник полностью не рассчитается с государством. Подлинность документа изданию подтвердили два участника рабочей группы, готовившей проект постановления.
Трактовка Верховного суда позволяет поднять дела по старым налоговым преступлениям, отмечает партнер компании TaxAdvisor Дмитрий Костальгин.
Дмитрий Костальгин партнер компании TaxAdvisor «Состав возникает не за само по себе наличие недоимки, а именно уклонение определенным способом. Когда мы говорим о том, что налогоплательщик искажает сведения в декларации, например, уже в этот момент, когда декларация подана, преступление совершено, потому что недоимка сформирована — и все, она есть, и говорить о каком-то длящемся характере абсолютно не приходится. Объективно говоря, это новое слово с точки зрения квалификации налоговых преступлений за всю, наверное, историю. Я думаю, к сожалению, что это не коснется новых дел, потому что никаких оговорок Верховный суд в проекте не делает. Органы с удовольствием будут пользоваться такой возможностью, поднимая дела, которые могли быть 20 лет назад. И пени за 20 лет, и штраф будут начисляться, то есть будут просить возместить полный ущерб бюджету».
Два года для прекращения налогового преступления — достаточный срок, считает общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи. По его мнению, государство противоречит самому себе.
Александр Хуруджи общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей «Правила игры постоянно меняются. Какой-то бизнес оказывается в ситуации, когда не способен платить налоги, но все знали, что по прошествии нескольких лет, если налоговая инспекция не выявила, не взыскала, то все это закрывалось. Несколько лет — вполне достаточный срок для того, чтобы все эти вопросы решить, потому что это не может продолжаться бесконечно, иначе над тобой висит как дамоклов меч. Предложенное решение фактически противоречит принципам, которые заложены в ту же «регуляторную гильотину», дорожную карту которой на днях подписали. То есть, с одной стороны, государство сокращает количество различных избыточных барьеров и требований, а с другой стороны, по самой острой тематике, по налогам и сборам, ее усугубляет».
Доля налоговых дел, по которым срок в два года истекал, а вина оставалась недоказанной, составляет больше половины от общего количества, говорят юристы. В то же время в мире средний срок давности налогового дела — семь лет. О личных наблюдениях рассказывает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:
По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, 3,7% обратившихся к нему за помощью в 2018 году привлекались к уголовной ответственности за налоговые преступления. Хотя закон требует доказывать наличие умысла на уклонение от уплаты налогов, в реальности дела возбуждаются просто по факту неуплаты сумм, указанных в решении налоговой проверки.