Самоцензура как залог проката без ухабов: из байопика про Элтона Джона прокатчики вырезали откровенные сцены
Компания «Централ Партнершип», прокатчик фильма «Рокетмен», пояснила, что сделала это самостоятельно, без рекомендаций и какого-либо давления со стороны Минкульта
Читать на полной версииПрокатчики автобиографической картины про Элтона Джона «Рокетмен» вырезали ряд сцен, имеющих гомосексуальный характер. В компании «Централ Партнершип» объяснили, что сделали это сами, без рекомендаций или же какого-либо давления со стороны Минкульта. Повлияло ли вмешательство прокатчика на художественную целостность фильма и зачем оно потребовалось?
В случае с «Рокетменом» виден, пожалуй, один из первых случаев своеобразной самоцензуры, когда кинопрокатчик сам удалил из фильма все сцены, которые счел непристойными, то есть Минкульт тут совсем ни при чем. Там даже оскорбились. «Если вы думаете, что министерство само что-то вырезает ножницами в пленке, это не так», — отметил министр культуры Владимир Мединский.
Фактически компания «Централ Партнершип» перестраховалась, чтобы избежать очередных баталий с Минкультом, и сделано это было на благо самой картине. Ситуацию комментирует редактор портала Film.ru Евгений Ухов.
Евгений Ухов редактор портала Film.ru «Мне приходилось заниматься подготовкой фильмов к прокату и общением с Министерством культуры Российской Федерации. Действительно, там существуют определенные даже не указания, а советы, как помочь картине получить прокатное удостоверение с наименьшими потерями времени, средств и нервов. Возможно, наши прокатчики сами подстраховываются. Я думаю, это инициатива сугубо российского офиса. Возможно, посчитали этот ход возможным, чтобы доставить фильму наименьшие потери и в то же время допустить его прокат в России».
Фильм «Рокетмен» рассказывает о самом ярком периоде в карьере Элтона Джона — о 1970-х, полных китча и эпатажа. В этом смысле картина повторяет «Богемскую рапсодию», где мы видим, как из гадкого утенка вырастает лебедь.
Причем в своем разгуле сэр Джон даже Фредди Меркьюри мог дать солидную фору. Привычные «секс, наркотики и рок-н-ролл» дополнялись открытостью Элтона в личной жизни. Немудрено, что картина, мягко говоря, получилась откровенной. В частности, прокатчик убрал сцены поцелуев с мужчинами и употребление запрещенных веществ.
По словам кинокритика Антона Долина, из фильма вырезали «принципиальные пять минут»: в оригинале в завершающем титре было сказано, что «Элтон Джон нашел любовь всей жизни и воспитывает детей с любимым мужчиной», однако в российской версии вместо этого сообщается, что музыкант основал фонд борьбы со СПИДом.
Кинокритик Егор Москвитин, который посмотрел полную версию фильма в Каннах, считает, что российским поклонникам исполнителя надо правильно отреагировать на ситуацию.
Егор Москвитин кинокритик «На самом деле, в этой ситуации российским прокатчикам можно только посочувствовать, потому что они оказались между двух огней. Поскольку проект с большим коммерческим потенциалом, то, с одной стороны, его нужно было защитить от возможных последствий, если бы эти сцены все-таки оказались в прокате. С другой стороны, его теперь очень сложно защитить от фанатов, которые, конечно же, любят Элтона Джона именно таким, какой он есть. Фильм нужно смотреть именно в большом зале, полном людей с теми же ценностями. Думаю, что, наверное, большинство зрителей все-таки сходят, а потом просто где-нибудь досмотрят».
Возвращаясь к «Рапсодии», надо отметить, что фильм хоть и получился откровенным, но все сцены выглядели невульгарно, даже те, в которых просматривалась гомосексуальная линия, отчасти из-за уважения к самому Меркьюри, которого уже нет в живых.
Иное дело «Рокетмен», съемки которого почти семь лет консультировал сам герой байопика. Он настаивал на том, чтобы все было показано так, как было на самом деле. Оригинальную версию «Рокетмена» все же намерен показать московский кинотеатр «Пионер» — компания уже направила соответствующее предложение прокатчику.
В январе прошлого года «Пионер» также показал фильм Армандо Иануччи «Смерть Сталина», не получивший прокатного удостоверения в Минкульте. На следующий день в кинотеатр пришли полицейские, и показов больше не было.