Арест Сергея Юрьева взбудоражил адвокатское сообщество
Экстраординарной ситуацией называют заключение под стражу председателя московской коллегии адвокатов «Межрегион» Сергея Юрьева. Добиваться отмены его ареста в Мосгорсуд приехали признанные мэтры юриспруденции
Читать на полной версииВесь цвет российской адвокатуры собрало рассмотрение в Мосгорсуде апелляционной жалобы на арест председателя московской коллегии адвокатов «Межрегион» Сергея Юрьева. Автора более 200 работ по правовым проблемам, в том числе учебников, обвинили в хищении почти 1 млрд рублей при оказании юридической помощи Росавиации. Защита заявила об отсутствии в деле как состава, так и события преступления, представив за Юрьева более трех десятков поручительств ведущих представителей адвокатского сообщества России. Однако это не помогло: 60-летнего фигуранта оставили в СИЗО до 17 июня.
В заседании суда доктор юридических наук Сергей Юрьев участвовал по видео-конференц-связи из столичного СИЗО №4, более известном как «Медведь». Команду его шести защитников возглавлял первый вице-президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. Заняв место за столом, так, чтобы его видела судья Евгения Жигалева, 81-летний мэтр российской адвокатуры заявил, что будет выступать первым.
Перед этим коллеги приобщили за обвиняемого 13 личных поручительств членов совета Адвокатской палаты Московской области, в которой он состоит, а также 18 личных поручительств от руководителей различных региональных палат. Президент Федеральной адвокатской палаты Юрий Пилипенко, глава Адвокатской палаты Подмосковья Алексей Галоганов, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев и многие другие именитые юристы гарантировали явку Юрьева к следствию и в суд в случае отмены ареста. Все они характеризовали фигуранта как «порядочного и заслуживающего доверия члена адвокатского сообщества».
Его защитники просили отменить решение Мещанского суда столицы от 19 апреля и избрать Юрьеву меру преcечения, не связанную с содержанием под стражей. Если же суд на это не пойдет, они предложили перевести Юрьева под домашний арест в его квартире в Мытищах.
«Коварненькие и подленькие приемы»
По словам выступавших, выводы суда о том, что Юрьев может скрыться или помещать расследованию, ничем не подтверждены. «Суд пишет, что он может скрыться. Ну хоть написали бы то, что у него загранпаспорт есть и имеются знакомые по многочисленным международным конференциям, на которые он выезжал», — устроил юридический ликбез Генри Резник.
Защитник не лез за словом в карман. «Используя коварненькие, грязненькие и подленькие приемы, следствие сделало все, чтобы ввести суд в заблуждение», — заявил он. Резник отметил, что дело в отношении неустановленных лиц по статье «мошенничество» было возбуждено Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте еще 29 декабря 2016 года. В течение двух с половиной лет все фигуранты, в том числе Юрьев, давали показания, однако следствие «замалчивает» данный факт, сказал он. Резник пояснил, что с привлечением к уголовной ответственности адвоката следствие тянуло недаром так долго, ведь для этого требуется согласие руководителя СК субъекта Федерации.
Такое согласие 15 апреля 2019 года дал исполняющий обязанности руководителя Главного следственного управления СК по Москве полковник юстиции Андрей Стрижов. 17 апреля Сергей Юрьев был задержан, а спустя два дня оказался в СИЗО. Днем раньше Мещанский суд санкционировал арест бывшего сотрудника «Межрегиона», главы управления правового обеспечения и имущественных отношений Росавиации Владимира Мнишко.
«Завышенный» гонорар
По версии следствия, в 2008 году председатель коллегии, используя связи в Росавиации, предоставил заключение, содержащее завышенную примерно в 12 раз стоимость юридических услуг. Победив в конкурсе на оказание правовой помощи, адвокатская коллегия заключила договор с Государственной корпорацией по организации воздушного движения, который впоследствии неоднократно продлевался в нарушение установленных процедур.
По мнению следствия, из более чем 1 млрд рублей, выплаченных коллегии с 2008 по 2018 годы, свыше 970 млн рублей она получила неправомерно. Эти действия Юрьева и Мнишко следствие трактовало как мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Стоит отметить, что третий обвиняемый (еще один бывший сотрудник «Межрегиона» Вадим Евкин), в отличие от не признавших вину Юрьева и Мнишко, решил «сотрудничать со следствием», оставшись под подпиской о невыезде.
Впрочем, защитники Сергея Юрьева призвали суд не доверять его показаниям. Они рассказали, что в 2012 году Евкин был лишен статуса адвоката и уволен из коллегии, поскольку его диплом о высшем образовании оказался поддельным. Кроме того, он явился пьяным на встречу с руководством Росавиации. «Это лживый, изворотливый человек, готовый на все, что угодно, чтобы не оказаться в СИЗО», — заявил другой защитник фигуранта, председатель комиссии Адвокатской палаты Московской области по защите профессиональных и социальных прав адвокатов Вадим Логинов.
Генри Резник же заявил, что районный суд принял решение об аресте его клиента без учета данных о личности фигуранта. «Он является почетным адвокатом России, доктором юридических наук, автором более 200 научных работ, а также учебников и пособий для студентов, он подполковник КГБ в отставке, который имеет множество государственных и ведомственных наград. Я не знаю, как же лучше должен характеризоваться человек, чтобы избрать ему меру пресечения, не связанную с содержанием в СИЗО», — сказал защитник.
«Почему Евкин на свободе, а Юрьев в тюрьме? Ведь его характеристика сильно уступает», — возмутился Резник и сам ответил на свой вопрос, упомянув «сотрудничество» Евкина со следствием. При этом он упрекнул следователей в том, что они «приравнивают сотрудничество к признанию вины». Он отметил, что его клиент также «сотрудничает со следствием, дает развернутые показания, но вину не признает». Резник призвал суд «восстановить справедливость» и освободить обвиняемого.
Попытки «прижать адвокатуру»
Другие выступавшие, среди которых был президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев, подчеркивали, что арест ведущего члена адвокатского сообщества не на шутку встревожил ряды адвокатов. «Это нападки [следствия] с целью прижать адвокатуру! Юрьев — это не рядовой адвокат, это личность. И его арест — это взрыв, развязывание рук следствию!» — горячился другой защитник Юрьева Алексей Смирнов.
Его коллега Аркадий Колесников отметил опасность наметившийся тенденции. «Ведь, основываясь на мнении посторонних лиц, следователи смогут решать, завышена стоимость работ или нет. Всегда найдется человек, который скажет, что может сделать работу не за 10 рублей, а за рубль», — указал он.
В свою очередь представитель следствия и прокуратуры просил оставить решение в силе, назвал его законным, обоснованным и мотивированным. Причем солировала прокурор. Она упрекнула защитников в том, что те попытались «дискредитировать обвиняемого» Евкина, допустив в его адрес высказывания, «граничащие с публичным оскорблением». Она отметила, что следствие и суд «в свое время» дадут оценку его показаниям.
Доводы защиты она назвала «воспоминаниями и байками», которые не относятся к предмету сегодняшнего разбирательства. Сославшись на тяжесть предъявленного Юрьеву обвинения и возможность оказать давление на свидетелей, сотрудников ОРВД, она просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу защиты без удовлетворения.
«Люди, работавшие в КГБ СССР, немножко другие»
Сам арестованный был краток. «Мне очень обидно, что 18 лет работы по защите интересов единой системы по организации воздушного движения вдруг оценены как преступные, — сказал Сергей Юрьев. — У меня никогда не было умысла на мошенничество. И вообще люди, которые работали в КГБ СССР, они немножко другие, чем те, которые сейчас работают где-то в структурах [госбезопасности]». При этом адвокат высказал мнение, что если бы следователь и прокурор «хотя бы два дня просидели в СИЗО», то «резко изменили» бы отношение к избранию такой меры пресечения, как арест. Он также подчеркнул отсутствие в деле события преступления, сказав, что в акте выполненных работ, подписанном по завершении контракта в декабре 2018 года, было отражено отсутствие претензий к коллегии.
Однако, взвесив доводы сторон, судья Евгения Жигалева, оставила решение об аресте в силе. Покидая суд, защитники заявили Business FM, что намерены обжаловать принятое решение в кассации.
Это не первый случай, когда оказание юридической помощи адвокатами следствие трактует как хищение. 31 июля Бабушкинский суд Москвы отправил в СИЗО председателя адвокатской конторы «Третьяков и партнеры» Игоря Третьякова по делу о хищении 330 млн рублей у госкорпорации «Роскосмос». Следствие полагает, что адвокатское бюро необоснованно получило деньги за представление в судах интересов «дочки» госкорпорации — НПО имени Лавочкина, а на деле большую часть работ выполняли ее собственные юристы. Игорь Третьяков также вину отрицает.