Вопрос со строительством храма Святой Великомученицы Екатерины в сквере в центре Екатеринбурга закрыт
Жители города празднуют победу, а эксперты рассуждают о значении этого события в политической жизни страны
Читать на полной версииХрам будут строить в другом месте, заявил в своем Instagram губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Этому предшествовала публикация данных опроса, проведенного ВЦИОМ.
За строительство храма именно в этом сквере по данным ВЦИОМ высказались лишь 10% опрошенных. Против — 74%. При этом сразу после публикации результатов опроса мэр Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что администрация не будет учитывать цифры, полученные ВЦИОМом, и настаивал на том, что местные власти будут опираться на опрос, который готовятся провести сами.
Однако примерно в это же время уже губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявил, что данные ВЦИОМ исключают строительство собора в сквере. То есть его там не будет точно. Получается, что по версии губернатора данные ВЦИОМа важны.
В любой другой ситуации стоило бы посмотреть на то, кто заказывал проведение опроса Всероссийскому центру изучения общественного мнения, но в данной истории это уже не важно. По словам политологов, цифры вполне могут отражать реальность, но решение все равно принималось далеко не в Екатеринбурге. Но в столице Урала празднуют, причем не по поводу того, что в сквере не будет храма: люди протестовали не против храма и не против места, а против того, что их мнения никто даже не пытался спросить, и уже не в первый раз, говорит житель Екатеринбурга Владимир.
«Это победа гражданского общества над стеной непонимания со стороны властей, со стороны олигархов и прочих замечательных людей. В дальнейшем, надеюсь, это не станет какой-то, так сказать, последней точкой, что дальше этого не пойдет. Я надеюсь, что и дальше будет у нас гражданское общество развиваться. Не только в Екатеринбурге, но и по всей стране, и таким образом добьемся процветания».
То есть в Екатеринбурге победила не просто демократия, а уличная демократия. Победил протест — чего и боялись местные власти. Они ведь закручивали гайки тоже не потому, что им принципиально важно было построить храм именно в этом месте, хотя очевидно, инвесторам обещали площадку в центре. Полиция, разгон и задержания — все это не про храм и не про сквер, а про порядок. Такой же стратегии обычно придерживается и федеральный центр. Но тут просто взвесили риски, говорит политолог Константин Симонов.
И тут нельзя забывать, что провести опрос местных жителей предложил президент. Теперь опрос будет касаться уже того, где именно будут строить храм, если, конечно, у инвесторов окончательно не пропало желание давать на него деньги. Они не могут реализовать этот проект уже десять лет.
Бледнее всех в этой истории теперь выглядит мэр Высокинский, который поспешил с заявлениями о незначительности данных опроса ВЦИОМ и начал отвечать на вопросы журналистов, не посоветовавшись с начальством. Ведь тут уж коли вертикаль, то если не звонят тебе, нужно звонить самому. Чтобы не оказаться в такой ситуации.
Хотя и для мэра есть хорошая новость. После всего этого перед недовольными инвесторами он может смело разводить руками, многозначительно заводя глаза под брови.