ВЦИОМ разрулил «храмовый кризис» в Екатеринбурге. Комментарий Георгия Бовта
«Ситуацию в Екатеринбурге удалось решить чисто политтехнологическими методами. Теперь любой результат голосования по новому месту строительства храма уже не вызовет столь массовых протестов» , — считает политолог
Читать на полной версииВЦИОМ опубликовал итоги опроса жителей Екатеринбурга о месте строительства собора святой Екатерины. 58% опрошенных заявили, что храм нужно построить в другом месте, а не в сквере у Театра драмы. 74% назвали выбор места неудачным. Опрос был проведен по телефону 16-20 мая среди 3 тысяч респондентов.
После этого губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев написал в Instagram, что конфликт исчерпан и надо искать новое место для храма. «Эти данные показывают, что при подборе площадки были допущены ошибки, не было в полной мере учтено мнение горожан. Нужно выбрать более подходящее место и строить там храм, о появлении которого давно мечтают православные жители Екатеринбурга», — добавил он.
Провести опрос об отношении жителей к строительству 16 мая поручил президент России Владимир Путин. Этому предшествовали массовые акции протеста против постройки храма в центральном городском сквере, в которых участвовали несколько тысяч граждан, несколько человек были арестованы. Можно ли говорить, что ситуация разрешилась?
20 мая глава ВЦИОМ Валерий Федоров написал на своей странице в Facebook: «По Екатеринбургу все, конечно же, идет не так, как мычали и вопили либеральные кассандры-всепропальщики. А в совершенно другом направлении… В этой связи у меня вопрос: «Куда из Москвы теперь поползет прозападное охвостье и где будет мечтать и исходить ядом дальше — в новую столицу Российской свободы на реке Исеть?»
Что можно было подумать после этих слов? Ну, например, что сторонники храма одерживают сокрушительную победу над жалкими «либерастами». Однако теперь складывается впечатление, что резкие слова были своего рода «операцией прикрытия».
Глава ВЦИОМ оказался в Екатеринбурге уже 17 мая, на следующий день после распоряжения президента провести в городе опрос. При этом, давая комментарий местной «Облгазете» и говоря о сложности формулировки вопросов и технологиях опроса, он ни словом не обмолвился о том, что ВЦИОМ уже проводил в это самое время телефонный опрос горожан. Не сказал он и о намерениях такой опрос провести. И правильно. Потому что мог встретить противодействие.
Ведь в это же самое время мэр города Александр Высокинский, тот самый, который вышел к протестующим лишь после того, как оценку ситуации в городе дал президент страны, еще только рассуждал о подготовке опроса, наборе волонтеров и методологии. Обещав опубликовать результаты городского опроса 24-25 мая. Сразу после объявления результатов ВЦИОМ Высокинский заявил, что, мол, эти результаты не являются решающими для принятия окончательного решения. Это он, конечно, сильно погорячился, что еще раз говорит о нем как о человеке, не очень пригодном к публичной политике и мало что в ней понимающем. Мэра тут же поправил губернатор Куйвашев. По всей видимости, не только он.
Видимо, в Москве на соответствующем уровне было решено, что городскими властями Екатеринбурга уже достаточно наломано дров и наделано ошибок, чтобы позволить им продолжать это делать и дальше. Решили перехватить инициативу, чем, прежде всего, положить конец массовым протестам, которые стали ответом на «топорные» действия городских властей и в результате которых о строительстве храма не только узнали более 90% горожан, но и три четверти из них выступили на стороне протестующих. Этим они показали определенный жест как властям города, так и губернатору, который было попытался сыграть роль посредника, но после первой же неудачной попытки сложил руки и стал, видимо, смотреть молящим взором в сторону Москвы. Пусть она решает.
Задача прекращения волнений, кажется, решена. Ведь дело явно шло к тому, что мэрия провела бы опрос таким образом, чтобы место строительства собора в сквере подле драмтеатра осталось прежним. Тем более что формулировки, в которых президент такой опрос посоветовал провести, как раз допускали возможность переноса скорее сквера на новое место, чем храма. Это гарантировало бы продолжение протестов. А вот результат ВЦИОМ никому в здравом уме и трезвой памяти не придет в голову оспаривать.
Вариант строительства в сквере отвергнут однозначно. ВЦИОМ — это не та организация, мнением которой мэрия Екатеринбурга сможет легко пренебречь. Тем более что 90-процентное возражение против плана именно мэрии по месту строительства трудно назвать чем-то иным, нежели выражением вотума недоверия городскому голове. В принципе после таких провалов подают в отставку. Или отправляют в нее.
Ситуацию в Екатеринбурге удалось «разрулить» чисто политтехнологическими методами. Теперь любой результат голосования по новому месту строительства храма уже не вызовет столь массовых протестов. Ведь протестантам дали возможность победить, им пошли на уступки. Протестовать в принципе против нового храма на том месте, за которое выскажется большинство, будет глупо. Тем более, что в опроснике опции не строить ничего вообще, скорее всего, не будет. В итоге может появиться нечто вроде компромиссного решения. Если в следующий раз к выработке компромисса по другим вопросам в Екатеринбурге или другом городе удастся прийти без помощи ОМОН, вмешательства президента, а также срочной отправки на место московских социологов и политтехнологов, то это будет вообще прекрасно.