«Второй Захарченко»: у полковника ФСБ Черкалина и его экс-коллег изъяли 12 млрд рублей
Откуда эти деньги? Следствие считает, что сотрудники ФСБ могли сколотить состояния, используя служебную и инсайдерскую информацию
Читать на полной версииПри обысках у полковника Федеральной службы безопасности Кирилла Черкалина и его бывших коллег изъяли рекордные 12 млрд рублей, пишут газета «Коммерсантъ» и «Росбалт». Сотрудник управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ Кирилл Черкалин курировал борьбу с преступностью в банковской сфере. Что за деньги у него найдены?
Почти как у Дмитрия Захарченко: снова наличные рубли, доллары, евро, а также драгоценности и элитные часы найдены в квартирах, которые использовались как банковские хранилища. Того, что уже обнаружено, хватит, чтобы побить рекорд полковника МВД Захарченко.
По данным «Росбалта» и «Коммерсанта», в денежном эквиваленте это 12 млрд рублей, а у Захарченко было «всего» 9 млрд. Адвокат полковника Черкалина Сергей Карпухин информацию о найденных при обысках 12 млрд не подтвердил, но и не опроверг. Вот что он сказал обозревателю Business FM Марии Локотецкой:
— Дело в том, что я дал подписку о неразглашении. Я надеюсь, что вы меня правильно поймете, если я комментировать не буду.
— А позиция? Не признает он вины, да?
— Не признает, да.
— Вчерашнее решение где-то еще будет обжаловано?
— Пока не знаю. Надо встретиться, сначала нужно получить решение.
— Не встречались еще с вашим подзащитным?
— Вы знаете, как попасть в «Лефортово»?
— Знаю, очень тяжело.
— Да.
— Когда вы видели его последний раз, как он вообще? Как ему сидится?
— Вчера видел, разговаривал.
— Какие-то просьбы у него были, жалобы?
— Да у него все в порядке. Если можно говорить это применительно к той ситуации, в которой он оказался. Нет, он ни на что не жалуется, он молодец.
Так что это за деньги? По данным газеты «Коммерсантъ», следствие считает, что сотрудники ФСБ могли сколотить целые состояния, используя служебную и инсайдерскую информацию, которую получали, курируя ЦБ, Минфин, крупные банки и биржи.
Например, могли за вознаграждение предупреждать банкиров о предстоящих проверках и об отзывах лицензий. Якобы в оперативных материалах фигурируют названия банков «Траст» и «Югра».
С «Югрой» ситуация особенно любопытная. Крах этого банка в свое время стал беспрецедентным по масштабу. ЦБ говорил, что шесть раз обращался в правоохранительные органы по поводу акционеров и возможного вывода средств. Но реакции не было, владелец «Югры» Алексей Хотин ни от кого не скрывался, а задержали его только спустя два года, этой весной.
По совпадению почти одновременно возникли проблемы и у банковского отдела управления «К» СЭБ ФСБ. Еще один момент остается туманным: неужели история с Захарченко не поубавила желания хранить миллиарды кеша в квартирах? Правда, и других вариантов немного.
Почему деньги, полученные незаконным путем, не так легко вывести на хранение за рубеж? Ситуацию комментирует руководитель налоговой практики International Tax Associates Рустам Вахитов.
Рустам Вахитов руководитель налоговой практики International Tax Associates «Средства, полученные незаконным путем, люди часто не пытаются размещать в западных банках в силу довольно жестких процедур комплаенса — объяснения происхождения средств, проверки бенефициаров. Если люди что-то заработали незаконным путем, им будет очень сложно объяснить, откуда у них эти деньги взялись, внутреннему комплаенс-менеджеру западного банка».
Интересно, что в случае с Черкалиным ФСБ впервые в истории сама сообщила о задержании своего сотрудника. Пресса называла его знаковой фигурой не только для самой спецслужбы, но и, возможно, всего финансового сектора страны: полковник вместе с подчиненными участвовал в расследовании десятков дел, крупнейшим было дело банкира и бывшего сенатора Сергея Пугачева.
Сейчас же, как пишут СМИ, в отношении всего банковского отдела идут проверки, а по их результатам, возможно, подразделение будет ликвидировано.