В опыте своих пилотов «Аэрофлот» не сомневается. В компании заявили РБК, что при подготовке летный состав в первую очередь отрабатывает именно ручное управление, а вплоть до середины прошлого года пилоты совершали посадку исключительно самостоятельно, то есть навык такой у них был. Даже когда разрешили пользоваться автоматикой, многие пилоты продолжали сажать лайнеры по старинке, в ручном режиме.

По данным источника газеты «Коммерсантъ», близкого к расследованию, к трагедии мог привести сам маневр. Якобы лайнер перед посадкой сперва резко увеличил скорость, фюзеляж прижало к земле. Такую посадку, да еще с практически полными топливными баками, борт не выдержал: стойки шасси надломились и пробили топливные баки.

Ряд специалистов считают, что пожара можно было избежать, если бы топливные баки были расположены не над шасси, а в другой части самолета. С этим согласен вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.

Альфред Малиновский вице-президент Профсоюза летного состава России «Действительно, размещают баки в крыльях, не в центроплане, под которым стойки шасси. Во-вторых, могут быть ошибки в расчете прочности стоек шасси. В-третьих, такие самолеты с двигателями, расположенными в 40 сантиметрах от бетона, — это предпосылка к тому, что они будут черпать грязь, мусор — все, что находится на бетоне, и так далее. Вообще, в самолетах такого класса двигатели располагают высоко, на хвостовом оперении. Проект Superjet я назвал диверсионным. Там все системы не последних продвинутых моделей, а секонд-хенд, уже раскритикованные».

Член комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник, наоборот, считает, что претензий к самой конструкции самолета быть не может:

— Все топливо танкируют в плоскостях. Самолет уже роняли, он уже садился без шасси в Ирландии, однако же международные эксперты и те, кто проверяет и выдает документы и сертификат на тип самолета, убедились, что он соответствует Федеральным авиационным правилам, то есть нормам летной годности. Для нормальных перегрузок — а вообще гражданские самолеты должны выдерживать перегрузку 5 единиц — этот самолет соответствует этому сертификату.

— А другой самолет в аналогичной ситуации устоял бы, выжил бы?

— Ни Boeing, ни Airbus не выжили бы. Выжил бы Ту-154, Ту-134 и выжил бы самолет Ил-86. Там шасси были пожестче и покруче сделаны, чем на Superjet.

«Аэрофлот» продолжает отменять рейсы Sukhoi Superjet 100, однако массовыми такие случаи не стали. Глава Минтранса Евгений Дитрих отметил: задержки и отмены были и раньше — просто о них меньше писали.

В непростом положении оказались клиенты туркомпаний, которым предстоит лететь на Superjet. Вернуть деньги пассажиры не вправе. Единственный вариант — покупать новый билет.