Иран поставил Европе урановый ультиматум
Президент Ирана Хасан Роухани дал европейским участникам Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 60 дней на переговоры по выполнению соглашения
Читать на полной версииОбновлено в 13:30
Тегеран намерен частично выйти из ядерной сделки. «Мы прекращаем выполнять условия по двум пунктам Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Они касаются остановки на 60 суток продаж имеющегося у нас обогащенного урана и тяжелой воды», — заявил президент Ирана Хасан Роухани. Как уточняется, соответствующее письмо доставлено послам России, Китая, Великобритании, Франции и Германии в Тегеране.
Решение Ирана не является «концом для соглашения», добавил Роухани. Он также отметил, что Тегеран предпримет ряд новых шагов в рамках СВПД. «Если же они будут вынесены на рассмотрение Совбеза ООН, то на это последует жесткий ответ Ирана», — сказал Роухани.
Намерение Тегерана вызвано необдуманными шагами Вашингтона, прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков:
— Насколько я знаю, сегодня передается послание президенту Роухани, о котором шла речь. Президент Путин неоднократно говорил о своей приверженности ВПД, о важности и безальтернативности в настоящий момент. Президент Путин неоднократно говорил о последствиях необдуманных шагов в отношении Ирана, имеется в виду то решение, которое было принято Вашингтоном. Мы видим, что эти последствия начинают наступать. Безусловно, российские дипломаты продолжат обсуждать эту тему с европейскими партнерами, чтобы работать над поддержанием дальнейшей жизнеспособности этого документа.
— Россия готова участвовать в санкциях по отношению к Ирану?
— Пока нужно трезво оценить ситуацию, обменяться позициями на сей счет. Ситуация серьезная, она безусловно спровоцирована предыдущими решениями. Я хочу напомнить: президент говорил, что непродуманные волюнтаристские решения, которые ведут к необоснованному давлению на Иран, как раз провоцируют дальнейшие нежелательные шаги, с которыми мы сейчас и сталкиваемся. Сейчас нужен анализ этой ситуации и контакты по линии дипломатических ведомств.
Каковы могут быть последствия уранового ультиматума Ирана? Об этом рассуждает доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев:
Париж уже предупредил Тегеран о возможности полного возобновления санкций. Причем заявление сделал не глава МИД Франции, а министр обороны Флоранс Парли. Несмотря на риторику, дальше санкционных действий дело вряд ли зайдет, считает эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин:
Константин Блохин эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН «Дональд Трамп и его окружение до маниакальности одержимы сменой режима в Иране. Болтон знаменит высказываниями по поводу чуть ли не превентивного удара. Но все же я не думаю, что американцы сегодня осмелятся на какие-то военные действия против Ирана. Трамп сам любит считать деньги, а война против Ирана обойдется в копеечку. Трамп — это не Джордж Буш — младший, которым можно было крутить-вертеть как угодно. У него есть собственная голова на плечах. Здесь, думаю, риторика может быть такая использована, но не более того».
У главы МИД Ирана на 8 мая запланированы переговоры в Москве с Сергеем Лавровым. Джавад Зариф обсудит с российским коллегой ядерную сделку и региональную тематику.