Двойные стандарты по языку и гражданству. Комментарий Георгия Бовта
«Решение Москвы о выдаче российских паспортов жителям ЛНР и ДНР вызвало большое раздражение в западных столицах, а западные СМИ, следуя политике двойных стандартов, в упор не хотят видеть никаких таких гуманитарных проблем у жителей Донбасса», — отмечает политолог
Читать на полной версииВладимир Путин, отвечая на вопросы журналистов после встречи с Ким Чен Ыном, назвал странной негативную реакцию Украины и других стран на облегчение выдачи российских паспортов жителям Донбасса. По его словам, многие страны практикуют такую схему.
В пример российский лидер привел Польшу, которая уже несколько лет выдает карту поляка, а также Венгрию и Румынию, оформляющие паспорта своих стран. «В этой связи у меня возникает вопрос: а чем же русские, проживающие на Украине, хуже румын, поляков или венгров? Или украинцы, проживающие там же, но чувствующие свою неразрывную связь с Россией в силу разных обстоятельств — родственных связей, смешанных браков и каких-то других. Я здесь не вижу ничего необычного», — подчеркнул он.
При этом Путин добавил, что люди в ДНР и ЛНР находятся в гораздо более сложном положении, чем поляки, румыны или венгры на территории Украины, так как лишены элементарных человеческих прав. Тем временем по требованию Украины состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН. Как дальше могут развиваться события?
Первая реакция Запада на указ Путина о выдаче паспортов жителям ЛНР и ДНР оказалась не самой резкой. Хотя МИД Германии и Франции как представители «нормандской четверки» выразили осуждение таких действий как «агрессивных» и подрывающих Минский процесс, на высший политический уровень в такой степени, как это могло бы произойти, скажем, в «горячем» 2014 году, дело не вышло. Госдепартамент США также ограничился осуждением такого проявления «агрессии», но это уже стало рутинной дипломатической риторикой применительно к политике России на Украине.
Дискуссии по этому вопросу на созванном по просьбе Украины заседании Совбеза ООН было отмечено уже привычным осуждением со стороны представителей западных стран поведения России, при этом новых санкций, в том числе со стороны США, анонсировано пока не было. Также на Западе не хотят принимать аccоциации Путина насчет выдачи венгерского и румынского гражданства жителям Украины.
Речь в данном случае идет примерно о 150 тысячах граждан каждой из этих двух национальностей, как правило, компактно проживающих, соответственно, в Закарпатье (венгры), а также Одесской и Черновицкой областях (румыны). При этом румыны и венгры выдают гражданство по этническому, а не территориальному принципу и требуют, как правило, знания языка. Россия собирается выдавать гражданство именно по территориальному принципу — тем, кто постоянно проживает на территории ДНР и ЛНР.
Что касается получения новообращенными россиянами пенсий и социальных пособий, что стало одним из аргументов для паспортизации жителей Донбасса, то, судя по всему, они смогут сделать это, только переехав на постоянное жительство в нашу страну. Собственно, примерно так обстоит дело у Румынии и Венгрии.
Кстати, в свое время соответствующие решения Бухареста и Будапешта вызвали резкий протест со стороны Киева, однако дальше консульских скандалов и высылки отдельных дипломатов дело не пошло. Киев, не признающий двойного гражданства, не выносил эти вопросы всерьез ни на саммит «ЕС — Украина», ни тем более в Совет Безопасности ООН. Кстати, Венгрия выдает паспорта этническим венграм, не только являющимися гражданами Украины, но и, например, Словакии и той же Румынии.
Понятно, что решение Москвы вызвало большое раздражение в западных столицах, а западные СМИ, следуя политике двойных стандартов, в упор не хотят видеть никаких таких гуманитарных проблем у жителей Донбасса, которыми Кремль обосновывал свое решение. Приводятся, как правило, лишь аналогии с Абхазией и Южной Осетией, жителям которых в массовом порядке выдавали российские паспорта накануне войны с Грузией 2008 года, после чего якобы именно защита россиян стала ее главным поводом.
В случае с Украиной, если рассуждать теоретически, дверь для переговоров пока остается открытой. От новых граждан России, например, не требуют отказа от украинского гражданства, хотя придется принести присягу, как это заведено у той же Венгрии. Другое дело, что эта открытая дверь — приглашение к переговорам с позиции силы. Каковая имеет, видимо, право на существование в свете долгого игнорирования Киевом положений Минских соглашений.
Возможно, теперь, перед тем как перейти к очередной порции санкционной политики, Запад, возьмет хотя бы небольшую паузу, понаблюдав, куда дальше двинутся отношения Москвы с новыми украинскими властями. Кстати, избранному президенту Зеленскому брошен вызов и с другой стороны — со стороны украинских националистов, которые таки продавили принятие Радой закона об особом статусе украинского языка, предусмотрев его монопольное использование во всех общественных местах, вплоть до введения должностей языковых инспекторов, как в странах Балтии.
Зеленский обещал проверить закон на предмет конституционности. Данный шаг, с точки зрения всех общеевропейских принципов, не выглядит как проявление демократии по отношению примерно к 35% населения Украины, предпочитающим думать и говорить на русском языке. Хотя политика двойных стандартов умеет оправдывать и не такие акции. Что, в свою очередь, также делает свободной и Москву от каких-либо оглядок на мнение так называемого цивилизованного мира. Все равно ведь обвинят в агрессии и оккупации.