Срочный договор удобен для работодателя. Это повсеместная практика. Чаще он заключается на год. За три дня работник уведомляется о его окончании. Но если сотрудник устраивает работодателя, он перезаключается, и обе стороны понимают, что по его окончании могут расстаться без скандала. Ведь по нынешнему законодательству в ином случае от услуг неугодного работника очень сложно отказаться.

Приказ на увольнение должен иметь большую мотивировочную часть, а именно — все нарушения должны быть четко расписаны и документально подтверждены, иначе приказ об увольнении будет незаконным. Сократить работника тоже нельзя, поскольку если идет сокращение, то на его место по закону невозможно взять нового. Госкомпании часто прописывают в официальном договоре минимальную зарплату, а остальную часть оформляют как премию. Но для коммерческих структур такая практика невыгодна с налоговой точки зрения.

При срочном договоре по его истечении сотрудника обязаны уволить и, если он нужен, заново нанять. Если этого не сделано, то договор автоматически становится бессрочным.

Сейчас по Трудовому кодексу максимальный срок трудового договора — пять лет, и в этих пределах можно заключать договоры и на меньшие сроки. Но при этом сложилась такая судебная практика, что если, например, сотрудник несколько раз подряд заключал договор на полгода, а потом, после увольнения, пошел в суд, то решение, скорее всего, будет в его пользу. Суды квалифицируют это как бессрочный договор.

Поэтому Минтруд предлагает изменить соответствующую статью Трудового кодекса и разрешить в рамках пятилетнего срока заключать срочные договоры неограниченное количество раз, при этом не считать договор бессрочным. Вот что говорит президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов:

Дмитрий Несветов президент группы компаний «Диана» «Довольно часто невозможно избавиться от нерадивого сотрудника, потому что и суды, и Трудовой кодекс, и значительный корпус законодательства его защищают. Поэтому чем более внятно трактуется та или иная норма, тем, мне представляется, для судов и для всех будет лучше. Если срочный договор представляет собой именно срочный договор, значит, в нем должен быть очень внятно прописан срок, без всяких дополнительных и хитрых условий, которыми может воспользоваться любая из сторон».

Вторая поправка вызвала больше резонанса. В ней предлагается сократить срок уведомления работника об изменениях в договоре вдвое. То есть за месяц, а не за два.

Если же сотрудник не согласится на новые условия трудового договора, ему обязаны будут предложить другую работу. Причем как соответствующую его квалификации, так и нет. Если сотрудника не устраивают предложенные условия, при увольнении ему должны будут выплатить компенсацию в размере одной среднемесячной зарплаты.

В пояснительной записке к закону Минтруд подчеркивает, что нововведение не отразится на защищенности работников. Однако в сети придерживаются другого мнения. Одни пишут, что теперь не будет времени найти новую работу и придется временно соглашаться на кабалу. Другие считают, это делают, чтобы побыстрее сокращать сотрудников.

Очень много норм было автоматически перенесено еще из советского трудового законодательства. В частности, поправка о двухмесячном сроке. Сейчас это избыточно, считает адвокат по трудовым спорам, член экспертного комитета по труду Госдумы Павел Андреев.

Павел Андреев член экспертного комитета по труду Госдумы «Минэкономики сейчас разрабатывает проекты по повышению производительности труда, а производительность труда не повысишь, если не дать бизнесу определенные преференции по, скажем так, мобильности трудовых отношений».

Единственная поправка, которая не вызывает разногласий и считается технической, — это обязанность работодателя оплачивать спонтанный отпуск сотруднику не позднее трех дней с подачи заявления. Сейчас, если работник решит уйти в отпуск со следующего дня, работодатель должен выплатить отпускные в течение суток.