Киев считает, что Москва «кардинально изменила тон разговора по делу украинских моряков» сразу после победы Владимира Зеленского на выборах и его заявления о том, что вернуть моряков для него задача номер один. О смене тона Москвы заявила замглавы МИД Украины Елена Зеркаль, комментируя состоявшийся обмен мнениями между сторонами.

«Поразило кардинальное изменение тона разговора — переход от хамства и грубого пренебрежения к цивилизованному языку, присущему дипломатии», — написала Зеркаль в Facebook. В чем именно до этого проявлялось «хамство», она не уточнила. «Это изменение российской тактики или простое желание затянуть процесс консультаций?» — задается вопросом представитель украинского МИД.

Изменения заметил и координатор группы защиты военных моряков, адвокат Николай Полозов. По его словам, нескольким украинским морякам, которых задержали после инцидента в Керченском проливе, внезапно разрешили позвонить родственникам.

Николай Полозов адвокат, координатор группы защиты военных моряков «Какие-то изменения в тонких сферах происходят. И речь идет не только о дипломатических площадках, но и о ситуации с самими военнопленными. Например, на протяжении почти пяти месяцев им не давали разрешения на свидания, на телефонные звонки. И буквально накануне следствие разрешило нескольким морякам позвонить домой из следственного изолятора «Лефортово», чего до этого не было, хотя мы подавали, и адвокаты подавали соответствующие заявления регулярно, и консулы Украины обращались с такими просьбами. Отказывали, отказывали — сейчас внезапно разрешили эти звонки домой. Мы рассчитываем, что как минимум в отношении всех военнопленных будет принято такое решение, что они смогут пообщаться со своими родными по телефону».

Ранее украинские власти обратились в Международный трибунал, требуя немедленного освобождения Москвой моряков, задержанных после инцидента в Керченском проливе. Трибунал начнет слушание ориентировочно 6-7 мая. До этого времени, как подчеркивают в украинском МИД, у Москвы есть возможность добровольно освободить моряков и корабли.

Россия в свою очередь считает, что со стороны Украины была предпринята провокация. В конце прошлого года Владимир Путин на вопрос об отсутствии взаимодействия с Петром Порошенко по этому вопросу говорил, что не хочет принимать участие в предвыборной кампании украинского президента.

Прокомментировать заявления украинского МИД о «смене тона» Москвы Business FM попросила пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова:

Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «В данном случае я не совсем понимаю, что имелось в виду, о каком именно тоне шла речь. Мы никогда не скрывали своего отношения к произошедшему как к провокации. Косвенно провокационность действий руководства Украины была признана и в то время кандидатом на пост президента Украины Зеленским, если вы помните, в его выступлении. Это действительно была провокация. Мы никогда не называли украинских моряков иначе как нарушителями границ. Все эти формулировки сохраняют свою релевантность и по сей день. В этом плане никаких изменений быть не может, потому что это сухая констатация фактов. Также не поменялась модальность того, что идет следствие и в результате следствия должен быть суд, который и определит вину этих граждан Украины».

Владимир Зеленский еще в день второго тура выборов, когда стало ясно, что он побеждает, заявил об отношениях с Россией: «Для нас задача номер один — вернуть всех военнопленных. Я общался с родителями пленных моряков, мы не можем спокойно реагировать. Я не могу обещать, но сделаю все, чтобы вернуть ребят домой. Всех без исключения».

Заявления украинского МИД о том, что теперь Москва якобы сменила тон, комментирует политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:

— Мы не знаем, что там на самом деле происходит. Украинский МИД как заинтересованная институция вряд ли достоин полного доверия. В то же время я думаю, когда Зеленский говорил, что у него первая задача — это освобождение моряков, наверное, он что-то имел в виду. Это была, видимо, позиция, заявленная для торга. Понятно, что если будет решен вопрос с освобождением этих граждан Украины, это должно быть каким-то образом увязано в общий пул компромиссов.

— Можно будет это расценивать как подарок Зеленскому?

— Если после избрания Зеленского их отпустят, это будет ему подарок. Вопрос в том, что в международной политике безвозмездных подарков не бывает. Как правило, все-таки это бывает по принципу «ты мне, я тебе».

24 украинских моряка находятся в московском СИЗО «Лефортово» с ноября.