Что стоит за шумом вокруг украинского Приватбанка?
Ранее он принадлежал Игорю Коломойскому. Теперь, после избрания Владимира Зеленского президентом, предприниматель требует компенсацию в 2 млрд долларов. Как переплелись бизнес и политика?
Читать на полной версииНесколько дней назад Игорь Коломойский дал интервью украинскому изданию «Экономическая правда». Российские СМИ в основном обратили внимание на яркие выражения вроде «Порошенко — моя марионетка». Но там было много других интересных деталей.
Например, Игорь Валерьевич рассказал, что Порошенко очень хотел получить его канал «1+1». А тут к нему пришла на тот момент глава Нацбанка Валерия Гонтарева и якобы сказала: «Зачем вам, пан президент, деньги тратить, давайте заберем Приватбанк. У него, по словам Гонтаревой, были в залоге акции телеканала. Но после национализации выяснилось, что акций в залоге нет. Порошенко очень разозлился, обзывал ее, швырялся вещами, рассказал Коломойский. А потом решил искупить вину. Отсюда и неожиданно выигранные суды о национализации, и, возможно, заявление судей, что Порошенко на них давил.
А может быть, и нет — к словам Коломойского нужно относиться очень осторожно. Нацбанк утверждал, что в Приватбанке была дыра на 5,5 млрд долларов, которые вывел Коломойский. Но если так, то быстро это не сделаешь. Значит, можно предположить, что бизнесмен готовился. Продолжает украинский журналист, соавтор книги «ПРИВАТная история» Андрей Яницкий.
Андрей Яницкий журналист «Национальный банк утверждал, что структуры, связанные с Игорем Коломойским, занимались выводом средств из банка на свои компании, то есть вкладчики вносили деньги, а компании, связанные с Коломойским, эти деньги получали. Но сейчас похоже на то, что Игорь Валерьевич не только собирается закрыть все претензии против него со стороны государства, но даже и получить какую-то компенсацию за то, что его честное имя опорочили».
Расследованием дела Приватбанка занималось американское детективное агентство Kroll. Оно выяснило, что деньги выводили в течение десяти лет. То есть, вероятно, начали еще при Викторе Ющенко. На днях международный консорциум журналистов со ссылкой на агентство рассказал, как это происходило. Средства отправляли в кипрский филиал Приватбанка, далее по офшорам. Вопрос: почему не забил тревогу регулятор, разве он не видел? Видел, но ему почему-то казалось, что это не кипрское, а украинское отделение «Привата». Если бы о чем-то подобном рассказать российским банкирам, они бы рассмеялись в лицо. Но, видимо, на Украине так можно было.
Впрочем, это дело старое. А теперь Коломойский говорит, что ему не нужен Приватбанк, он хочет получить компенсацию в 2 млрд долларов, которые лежали в капитале банка. И ведь, скорее всего, говорит правду: зачем ему нужен разоренный госбанк, из которого, если верить НБУ, он вывел миллиарды? Лучше прибавить еще парочку. Мнение бывшего члена наблюдательного совета Приватбанка Виктора Лисицкого.
— Я очень сильно сомневаюсь в том, что Коломойский не прав, когда ему говорят, что он что-то там хитрит, придумывает, что, мол, не нужен мне Приватбанк, отдайте 2 млрд долларов. То, что он ему, может, и не нужен, — это правильно, потому что это современный банк, более такой громадный, но очень сложная система.
— Была ли цель нанести удар по Порошенко?
— Вообще у меня такая мысль тоже появлялась. Может быть, я не исключаю того, что судьи сидели-сидели там и сказали: а, ну теперь, парень, мы с тобой разберемся.
Теперь посчитаем. Пять с половиной миллиардов и возможные еще 2 миллиарда. Семь с половиной. Для сравнения — доходы украинского бюджета в этом году будут примерно 38 млрд долларов. Если сопоставить, то Коломойский мог уже получить и еще может — всего примерно 20% годового бюджета страны. Не говоря уже о том, что государство влило в Приватбанк свои долговые бумаги примерно на 5 млрд и теперь платит по ним проценты, которые зачисляются в прибыль банка.
В дело уже вмешался МВФ, который был одним из главных идеологов национализации банка. Вернее, фонд просто считал, что нельзя рушить банк, у которого в клиентах 20 миллионов человек. Этот как если бы российский Сбербанк был частным и вдруг бы обанкротился. Так вот с «Приватом» могла обанкротиться половина украинцев.
Но тут с бизнесом плотно связана и политика. Коломойский пообещал вскоре вернуться на Украину из Израиля, и поговаривают, что к нему туда недавно ездил генпрокурор Юрий Луценко. После этого прокуратура отправила повестки нескольким ключевым людям Порошенко, в том числе и экс-главе НБУ Валерии Гонтаревой, ныне живущей в Лондоне.
По поводу уходящего президента Коломойский говорил, что его преследование будет выглядеть политическим, и поэтому попросил просто извиниться. Все это напоминает классическую смену власти на Украине — шоу, за которым стоит передел бизнеса и решаются старые денежные вопросы.