Обновлено в 16:30

В Киеве судьи обвинили Петра Порошенко в давлении. На прошлой неделе, между первым и вторым турами президентских выборов, суд в Киеве признал незаконной национализацию Приватбанка в 2016 году. Ранее банк принадлежал Игорю Коломойскому.

Теперь же, сразу после второго тура выборов, судьи обвиняют Петра Порошенко в давлении на суд во время национализации банка. Правда, пока речь идет только о досудебном расследовании. Но, судя по тексту, речь может дойти до импичмента Порошенко, который пока остается президентом Украины.

Официальное заявление опубликовано на сайте Окружного административного суда Киева, который ранее признал национализацию Приватбанка незаконной. Возглавляет этот суд известный на Украине судья Павел Вовк.

На что все это похоже? Business FM обсудила ситуацию с украинским журналистом, политологом Игорем Петруком.

— Судьи, которые рассматривали иск о денационализации Приватбанка, все они фигурируют в так называемом списке недобропорядочных судей, в том числе и Павел Вовк. Что такое список недобропорядочных судей? Есть общественная организация «Честно», она отслеживает всю судебную систему. Это связано именно с реформированием судебной системы. Ее представители входят в так называемый совет при высшей квалификационной комиссии судей, которая проводит переаттестацию судей.

— Получается, что сейчас эти судьи восстанавливают свою репутацию, говоря о том, что Порошенко и остальные фигуранты этого иска давили на них?

— Нет. На них никто не давил. Если бы президент действительно хотел давить, за эти пять лет он бы этих судей уже давно бы уволил. Если бы он действительно давил, они бы сразу начали об этом говорить. А заявления о давлении появились только сейчас. Когда поняли, что шансы у Порошенко достаточно низки, первое заявление было о том, что, дескать, президент вынес наше решение на рассмотрение совета национальной безопасности. Президента обвиняют в том, что он выполняет свои непосредственные обязанности, занимаясь национальной безопасностью. Приватбанк — это системообразующий банк, 20 млн клиентов — почти половина населения страны, 6 млн зарплатных карт. Говорить о том, что обсуждение на совете национальной безопасности — это давление на суд, откуда такой здравый смысл? Это чисто политические игрища.

— Сам Коломойский говорил, что банк ему не нужен, и тем не менее подал иск. Он хочет вернуть банк?

— Это шантаж. В лондонском суде идет судебная тяжба между государством Украина и группой «Приват» в лице Коломойского. И пока все промежуточные решения не в пользу Коломойского. Если суд примет решение не в пользу Коломойского, он может остаться вообще без ничего. И поэтому идет жестокая политическая борьба.

Судья Павел Вовк выступил инициатором досудебного расследования в отношении Петра Порошенко. Украинские журналисты сообщают: Вовк известен тем, что во время президентства Виктора Януковича был помощником народного депутата Сергея Кивалова, которого фактически называли неофициально теневым управляющим всей судебной системой страны.

По данным украинских СМИ, Вовк был фигурантом уголовного дела Национального антикоррупционного бюро по двум статьям: незаконное обогащение и декларирование ложной информации. 23 апреля в это бюро пришли с обысками представители госбюро расследований. Как сообщают «Украинские новости», обыск проводят на основании решения суда в рамках расследования дела о махинациях в оборонной сфере.

Кто может быть заинтересован в новом повороте с Приватбанком, комментирует бывший член наблюдательного совета банка, экономист Виктор Лисицкий:

— Я очень сильно сомневаюсь в том, что Коломойский хитрит, когда говорит, что ему не нужен Приватбанк, отдайте 2 млрд долларов.

— Получается, скорее цель — выплата компенсации?

— Он это сказал так, что об этом знает не только вся Украина, но и полмира.

— Была ли цель нанести удар по Порошенко, учитывая то, что заявление судей прозвучало буквально сразу после того, как он проиграл выборы?

— Предположить, что это месть судебной системе Порошенко? Вообще, у меня такая мысль тоже появлялась. Я не исключаю того, что судьи решили: теперь, парень, мы с тобой разберемся.

На прошлой неделе Порошенко заявлял, что возвращение Приватбанка Коломойскому угрожает стране дефолтом и экономическим кризисом.

Украинские СМИ писали, что Коломойский после выборов может вернуться на Украину. Сам миллиардер заявлял, что намерен непременно вернуться в страну после окончательного подсчета голосов.

Может ли быть как-то причастен к повороту в деле Приватбанка министр внутренних дел Украины Арсен Аваков? Известно, что он хорошо знаком с Коломойским и чуть ли не метит в премьеры при Зеленском, продолжает украинский политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Вадим Карасев украинский политолог, директор Института глобальных стратегий«Это инициатива генпрокурора Луценко, который пытается сохранить себя на посту генпрокурора и таким образом демонстрирует свою лояльность новому президенту. Тем более у Луценко давние непростые отношения с окружением Порошенко, хотя он тоже входил в ближний круг бывшего президента, но, тем не менее, внутрирядовую борьбу никто не отменял, тем более что Луценко недавно был в Израиле и явно встречался с Коломойским. Все это вполне было прогнозируемо, Луценко давно хотел поквитаться со своими недругами из команды Порошенко, тем более подвернулся такой повод продемонстрировать свою лояльность и остаться на посту генпрокурора, проявив антикоррупционную активность, в которой нуждается действующий президент, потому что тарифы снизить президент не может, решить сразу конфликт в Донбассе — тоже, улучшить экономическое благосостояние людей тоже не может, а вот посадить коррупционера вполне можно, поэтому ждем четвертой серии фильма «Слуга народа» под названием «Посадить коррупционера». Пока это больше удар по Порошенко, потому что Порошенко вчера дал понять, что он из политики не уйдет, будет пытаться инициировать роспуск Верховной рады и в ближайшее время принять участие в досрочных выборах, используя свою цифру, результат во втором туре, попасть в парламент, стать лидером оппозиции. Я думаю, что тех, кто незримо стоит за Зеленским — это Коломойский, Аваков, — такой вариант не устраивает».

В начале апреля Коломойский сразу в нескольких интервью говорил, что не намерен возвращать Приватбанк в собственность, но хочет вернуть его капитал, а именно 2 млрд долларов. Это в два раза больше, чем за этот банк давали в 2007 году, рассуждает президент Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко:

— Проблема упирается даже не в решение судов, а в то, что на сегодняшний момент, если Зеленский действительно выполнит обязательства перед Коломойским, то это, с одной стороны, может создать ему большие проблемы как политику, с другой стороны, он рассчитается со своим главным спонсором Коломойским за выборы. По времени, по синхронности очень заметно, что решения носили исключительно политический характер. Нет Порошенко — есть другое решение. Но посмотрим, какой будет команда Зеленского.

— А если бы Коломойский обратился в международную судебную систему?

— Проиграл бы однозначно. Порошенко отжал банк у Коломойского, никто не спорит, но он сделал это красиво, используя существующий украинский закон. А Лондонский суд никогда не учитывает политический фактор, он учитывает чисто нормативные документы. По нормативным документам Порошенко забрал банк у Коломойского законно.

Прошлой осенью Высокий суд Лондона постановил, что не будет рассматривать дело по иску национализированного Приватбанка против его бывших собственников Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Суд пришел к выводу, что не имеет юрисдикции на рассмотрение этого дела.

Генпрокуратура Украины 22 апреля вызвала на допрос бывшего председателя Нацбанка Валерию Гонтареву. Именно при ней происходила активная расчистка банковского сектора страны, в частности была осуществлена национализация Приватбанка.