Как сотрудники ФСБ вымогали 65 млн рублей через «сгорающие» сообщения в Telegram
Экс-глава издательства «Известия» Эраст Галумов направил ходатайство генпрокурору Юрию Чайке о передаче его дела из ФСБ в другой следственный орган. Business FM стали известны подробности того, как силовики вымогали у него 65 млн рублей в биткоинах
Читать на полной версииРасследованием скандального дела следователей центрального аппарата ФСБ, арестованных на днях за вымогательство взятки в 65 млн рублей у экс-гендиректора ФГУП «Издательство «Известия» Эраста Галумова, как стало известно Business FM, займется старший следователь по особо важным делам при председателе СК Александр Лавров. Полковник юстиции известен своим участием в другом громком деле — «Седьмой студии», по которому проходит режиссер Кирилл Серебренников.
Между тем сам Эраст Галумов направил на имя генпрокурора Юрия Чайки заявление, в котором просит передать его дело из ФСБ в другой следственный орган. Профессор и доктор политических наук, ставший жертвой нечистых на руку следователей ФСБ, утверждает, что вынужден был признать вину, оговорив себя. По его мнению, ФСБ полностью дискредитировала себя: вымогавшие у него деньги офицеры неоднократно намекали, что взятка «предназначена в том числе и для руководства Следственного управления ФСБ», говорится в заявлении, копия которого имеется в распоряжении радиостанции.
О задержании бывшего и действующего сотрудников 7-го отдела Следственного управления ФСБ Алексея Колбова и Сергея Белоусова стало известно на прошлой неделе. Именно майор Белоусов возглавлял следственную группу из 15 человек, которая до недавнего времени вела дело Эраста Галумова. Капитан Колбов, который вышел в отставку в июле 2018 года, был его подчиненным. Он был арестован 16 апреля по решению Басманного суда столицы. Белоусова же на следующий день взял под стражу Московский гарнизонный военный суд. Обоим предъявили обвинение во взяточничестве в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Задержание действующего следователя ФСБ стало беспрецедентным случаем в истории спецслужбы.
«Сгорающие» сообщения в Telegram
С заявлением же на «оборотней в погонах» в Службу собственной безопасности ФСБ еще летом 2018 года обратился сын Эраста Галумова Александр. Он сообщил, что Колбов и Белоусов вымогают у его отца в общей сложности 1 млн долларов — 65 млн в рублевом эквиваленте, требуя перевести их в биткоины. Следователи поставили следующие условия: издатель должен признать вину и начать возмещать ущерб по делу. В этом случае суд рассмотрит дело в особом порядке и назначит условный срок. В противном же случае сотрудники СК угрожали возбудить дело против Александра, арестовать имущество его отца и добавить последнему новые эпизоды обвинения. Опасаясь, что его положение ухудшится, фигурант согласился. Следователи успели получить первую часть суммы в размере 3 млн рублей.
Фиксирование факта вымогательства оказалось делом не из легких: силовики работали в отделе, который расследует преступления в сфере компьютерных технологий, и были весьма осторожны. Как удалось узнать Business FM, Колбов выдвигал условия в Telegram, используя функцию немедленного удаления отправленного сообщения. Поэтому Александр был вынужден вести видеосъемку. Майор Белоусов действовал с ним синхронно: после выполнения условий Эрасту Галумову он выдал документы на недвижимость, чтобы обвиняемый мог продать ее и начать гасить ущерб по делу, разрешил телефонные звонки родственникам и неформальные свидания с адвокатом в кабинете следователя.
Эраст Галумов, возглавлявший ФГУП «Издательство «Известия» (находится в ведении Управления делами президента) с 2002 по 2013 годы, сидит в СИЗО «Лефортово» с февраля 2018 года. Ему вменяют два эпизода мошенничества. Первый касается обвинения в хищении в 2008 году 97 млн 230 тысяч рублей из 158 млн рублей, выделенных на проведение работ по внешнему электроснабжению здания «Известий» на улице Добролюбова в Москве. Второй связан с махинациями, которые якобы имели место в 2011 году при выполнении договоров на перевозку и утилизацию старого полиграфического оборудования и печатной машины. В этом случае следствие оценило ущерб в 41 млн 410 тысяч рублей. Основные следственные действия по делу Галумова уже завершены, с февраля обвиняемый и его защитник знакомятся с материалами, которые насчитывают 40 томов.
Занят «по другим делам»
После ареста Белоусова 17 апреля дело Галумова в тот же день перекочевало следователю из другого отдела, подполковнику юстиции Авдееву. Причем постановление начальника Следственного управления ФСБ генерал-лейтенанта Михаила Шишова об изъятии и передаче дела новому следователю (копия документа имеется в распоряжении Business FM) без смеха читать невозможно: в качестве причины генерал сослался на «занятость сотрудника [Белоусова] по другим делам». По делу Галумова экстренно сформировали новую следственную группу аж из семи следователей. И если до этого процесс ознакомления с делом шел ни шатко ни валко (обвиняемому и его адвокату просто не выдавали тома для ознакомления), то сейчас он начал набирать стремительные обороты: следователи стали носить дело фигуранту в СИЗО чуть ли не ежедневно, стараясь поскорее спихнуть его в суд.
Однако сам Эраст Галумов перед судом предстать не спешит. В своем обращении к Юрию Чайке он просит предоставить ему возможность «рассказать всю правду» о его деле, которое, на его взгляд, должно быть расследовано заново, что невозможно без возобновления следствия. При этом он заявляет отвод всем следователям и руководителям СУ ФСБ. «Все без исключения заведомо ложные показания я давал под их диктовку в целях сохранения своей жизни, здоровья и безопасности, спасения своих близких от преследования ФСБ, а себя — от заведомо надуманных обвинений, и продолжал это делать и после обращения в Службу собственной безопасности ФСБ с целью изобличения вымогателей», — пишет Галумов.
Он отмечает, что следователь Белоусов и его непосредственный руководитель, начальник 7-го отдела Липко «лично и непосредственно угрожали» ему, склоняя к «самооговору и ложному признанию». «Остальные руководители так или иначе поучаствовали в моем деле, согласовывая продление сроков его расследования и лично руководя его ходом», — объяснил обвиняемый причины отвода.
Согласно закону, если дело Галумова все же изымут у ФСБ, его расследование могут поручить МВД или Следственному комитету России. Защитник Эраста Галумова Владимир Семенцов отказался прокомментировать Business FM дело сотрудников спецслужбы, сославшись на тайну предварительного следствия. Он считает единственным законным решением передачу дела своего подзащитного для расследования в СК. «Полагаю, что именно там смогут обеспечить объективное, независимое и всестороннее расследование дела», — сказал он. По закону обращение Галумова должно быть рассмотрено в течение трех суток. Однако с учетом того, что документ должен пройти всех должностных лиц СИЗО и прокуратуры, процедура может растянуться на несколько недель.