Чичваркин: в Великобритании бюрократия для того, чтобы ты выполнил закон, а в России — чтобы выпихнуть в коррупционную зону
По словам бизнесмена, британские налоговики ведут себя примерно как российские, но есть принципиальная разница в подходе, считает ныне живущий в Лондоне основатель «Евросети»
Читать на полной версииВ Великобритании, как раньше в России, Евгений Чичваркин тоже занимается бизнесом: у него ресторан и магазин элитного вина. Его тоже проверяют местные контролеры, в том числе налоговая. За все время, что Чичваркин ведет бизнес в Англии, они приходили к нему три раза. Там вообще торговля алкоголем и мобильными телефонами для налоговой считается зоной риска. Телефонами Чичваркин торговал в России, вином — в Великобритании, так что он вполне подходящий кандидат для проверки.
Какое-то время бизнесмен закупал вино, но не продавал его. Собирал коллекцию. Потом начал продавать за границу по заказам и обращался за возмещением НДС. Налоговикам все это показалось странным. Они пришли, проверили, по словам бизнесмена, не нашли нарушений и ушли.
Британские налоговики ведут себя примерно как российские, рассказывает предприниматель. Им тоже нужно что-то найти, чтобы оправдать свое существование. Но есть принципиальная разница в подходе, говорит Евгений Чичваркин.
Евгений Чичваркин предприниматель «Да, и здесь то же самое. Проверка без доначислений, поэтому нужно найти хотя бы какую-то мини-часть, хотя бы оправдать свою зарплату. Учитывая, сколько у них это заняло времени, может быть, они даже свою зарплату не оправдают. Здесь бюрократия служит для того, чтобы ты выполнил закон. А в России — чтоб ты не выполнил, чтоб тебя выпихнуть в коррупционную зону и наживаться на этом. Вот это принципиальная разница, это отличается как черное и белое».
Еще дважды Чичваркина проверяли лично, поскольку он выходец из России. Комплайенс — выясняли происхождение капитала. В итоге нашли небольшое нарушение и доначислили небольшой налог. На все это ушло примерно полтора года. Что же касается ресторана, то его не проверяли вовсе.
Кстати, регуляторная реформа в России началась именно с ресторанов. Рассказывая о требованиях к омлету, премьер Медведев популяризировал выражение «регуляторная гильотина», ставшее названием проекта Business FM. После этого требования к общепиту переписали, но сильно они не изменились. Западная практика, которую просили внедрить российские рестораторы, — контроль качества готовой еды. Но в России по-прежнему проверяют все, что можно.
Евгений Чичваркин в курсе реформы, а говоря о ее возможном успехе, он привел в пример подсчеты ресторатора Аркадия Новикова.
«Если сложить все виды требований к ресторанам от всех государственных регуляторов, их около двух миллионов. По СНИПам, по противопожарникам, по СЭС, по всей сертификации, то, как должны работать люди. Вот если все, что описано в законе, если каждое фактическое требование посчитать, что должно быть, — это в общей сложности около двух миллионов. Это нужно сжечь на Красной площади. Это не подлежит реформированию. Это не подлежит изменению. Это подлежит только уничтожению. Аннулированию. И написанию очень простого нового закона по каждой из тем, где человек, его жизнь, работа, свобода будет мерой всех вещей».
И еще одна деталь. Когда британские контролеры приходят проверять, то максимум, что им можно предложить, — это чашку кофе. Хотя в случае с Чичваркиным рядом есть богатая коллекция изысканного вина. Но контролерам даже в голову не придет принять от бизнеса какой-то подарок, а бизнесу не придет в голову его предложить. Взятка, уголовное дело со всеми последствиями и для предпринимателя и для представителя закона.
Не будем делать выводы, просто зададим вопрос: переписать старые правила, отсечь гильотиной устаревшие акты можно, но получится ли переписать ментальность?