«Реставрация спорная». Новый вид фонтана «Каменный цветок» понравился не всем
В соцсетях обсуждают отреставрированный фонтан «Каменный цветок». Он заработает на ВДНХ в майские праздники
Читать на полной версииОбновлено 22 апреля в 8:40
Пользователи соцсетей дискутируют по поводу нового облика фонтана «Каменный цветок». «3D-принтер, и тот сделал бы лучше»: так в соцсетях отреагировали на отреставрированный на ВДНХ фонтан.
Реставраторы утверждают, что фонтан стал именно таким, каким его задумывал архитектор Константин Топуридзе в 1954 году. «Каменный цветок» не ремонтировали с момента открытия, поэтому с годами его цвета потускнели.
Первые фотографии отреставрированного фонтана создают впечатление, что из благородного памятника сдержанной цветовой гаммы сделали веселый яркий объект для детской площадки.
Закрадывается сомнение: не вмешался ли зловредный фотошоп, чтобы потроллить пользователей? Москвичка Екатерина Ткаченко лично видела «Каменный цветок» на ВДНХ, и у нее такие же впечатления.
«Очень неоднозначное решение реставраторов. Абсолютно кислотные цвета. Встает вопрос о том, как он вписывается в общий архитектурный фон ВДНХ. На мой взгляд, в таком виде он больше бы подходил для «Диснейленда» или какого-то луна-парка. Если мы посмотрим на фотографии 1954 года, может быть, качество снимков не передает, но мне кажется, что краски и цвета были более сдержанными, благородными. Хочется только надеяться, что собор Парижской Богоматери не отреставрирует та же самая команда».
Тендер на работу выиграла компания «Ренессанс-реставрация», начальная стоимость — более 1,2 млрд рублей. Подрядчик должен был поменять гранитную облицовку, отремонтировать чашу, восстановить чугунные композиции и воссоздать мозаику.
Реставраторы заявляют, что сохранили 30% исходной смальты, остальную изготовили по историческим чертежам в Москве и Санкт-Петербурге. Нынешние цвета совпадают с исходными 1954 года. Сейчас фонтан такой яркий из-за гидрофобного состава, которыми обработаны поверхности, и спустя какое-то время цвета станут спокойнее, уверяют специалисты. С этим полностью согласен блогер и урбанист Илья Варламов:
Решение реставраторов спорное, москвичи явно оказались не готовы к такой метаморфозе «Каменного цветка», считает историк архитектуры Михаил Коробко.
— 1954-й год, «Каменный цветок» — это не какая-то фантастическая древность. Наверно, должно быть как-то показано, чтобы не было таких случаев, надо все-таки о реставрации рассказывать людям, что их ожидает, что будет. «Цветок» стал слишком кислотным, слишком резким, и нам рассказывают, что вроде бы он со временем изменится, но вроде бы это смальта, смальта же не должна меняться от воды. В общем, как-то все немножко странно и загадочно, и, наверно, реставраторы должны были открыто объяснить свою мотивацию, и делать это до получения конечного результата.
— А вы сами как оцениваете конечный результат?
— Я сказал бы, что реставрация спорная. Безусловно, надо поднять архивы и старые фотографии, понять, что было сделано, если что-то не так, поскольку новый фонтан начинает раздражать людей, которые его помнили, все-таки еще, слава богу, живы очевидцы.
Глава группы «Коммуникатор» Виктор Майклсон провел параллели с реставрацией Сикстинской капеллы 30 лет назад. Когда отмытые тусклые фрески брызнули на посетителей яркими красками и приобрели современный вид, реставраторов не ругал только ленивый.
Виктор Майклсон глава группы «Коммуникатор» «Мы привыкли к тому, что произведение искусства должно быть темным, мрачным, грязноватым. Когда его делают блестящим, ярким, нам кажется, что это фейк. Я абсолютно уверен, что реставрация проводилась в соответствии с фотографиями. Фотографии середины 50-х и современные несколько различаются. Мы столкнулись с этим, когда у нас появилась пленка Kodak. Я был там вчера, видел этот фонтан, подумал: надо же, как его ярко отреставрировали, наверное, он таким и был, когда его открыли».
Реставраторы сообщили, что новый фонтан станет не только ярче, но и вдвое мощнее. В мае на церемонии запуска, как и 65 лет назад на открытии, будет звучать «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича.