«Платон»: теперь и в автобусах
Минтранс намерен в качестве эксперимента подключить систему «Платон» на межрегиональных автобусных маршрутах. Перевозчики и пассажиры участвуют в нем добровольно и бесплатно
Читать на полной версииМинтранс хочет расширить действие системы «Платон», подключив к ней общественный транспорт. Главная цель проекта — повысить уровень транспортной безопасности и сократить количество ДТП.
Для этого в реальном времени будет отслеживаться соблюдение режимов труда и отдыха водителей, скоростного режима и норм транспортной безопасности, цитируют СМИ замминистра транспорта Алексея Семенова. Введение единой системы, по его словам, также поможет вытеснить нелегальных перевозчиков с рынка. Кроме того, повысится качество сервиса для удобства пассажиров при оформлении и оплате билетов.
«Платон» не обелит рынок, а очернит. Именно после введения этой системы многие перевозчики грузов закрыли свои ИП и перестали платить налоги, а введение «Платона» на автобусах — это просто желание определенных структур заработать, считает председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров.
— Сейчас, если смотреть по грузоперевозкам, огромная масса ушла в черный рынок. В пассажироперевозках все еще сложнее, там вообще черных перевозчиков быть не может, поскольку там лицензирование уже лет пять действует. И то, что они хотят внедрить систему «Платон», и это каким-то образом повлияет на безопасность и так далее, это полный бред, это просто хотят посшибать деньги.
— Когда у нас происходили какие-то крупные автобусные аварии, потом каждый раз возникал вопрос о том, что нужно что-то делать с нелегальными перевозчиками, потому что обнаруживалось, что автобус ехал без всякой лицензии, без всего.
— Это официальное заявление, а если начинать копать именно с самого перевозчика, то ничего подобного не было.
— Сам «Платон» может как-то, хотя бы в теории, помочь повысить безопасность или улучшить сервисы оформления билетов или что-то еще?
— Нет, не может, система всего лишь фиксирует, оплачен проезд по дороге или не оплачен. Они даже могут сделать такую программу, которая будет считать, что автобус двигается 24 часа. Но, как правило, такие дальние рейсы — 24 часа — едут с двумя водителями. Один водитель спит, отдыхает, второй за рулем. И каким образом эта электронная система распознает, поменялся водитель или не поменялся?
«Платон» — это система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам автомобилями массой свыше 12 тонн. Система действует на территории России с ноября 2015 года.
Эксперимент вполне может дать позитивный результат, но в случае массового внедрения «Платона» цены на автобусные перевозки обязательно повысятся, считает управляющий партнер экспертной группы «ВЕТА» Илья Жарский.
— Рынок пассажирских перевозок просто стал следующим, после большегрузов. Определенный эффект будет достигнут, потому что мы знаем: есть определенные проблемы с точки зрения обслуживания машин, водителей, учета этих перевозок. Определенный контроль даст повышение с точки зрения безопасности, но в то же время это скажется на стоимости. Еще очень большой вопрос в том, насколько рынок потребителей готов принять повышение цен, но для безопасности при этом определенный позитивный эффект, я думаю, будет, будет просто больше контроля.
— Насколько существенно могут тогда вырасти цены?
— Я не думаю, что оно будет прямо критическим, но может быть существенным, 5-15%. Насколько точно, конечно, сейчас невозможно рассчитать.
— Получается, этот эксперимент рано или поздно вырастет потом в директиву?
— Безусловно, это все укладывается в рамки той госполитики, которая проводится сейчас по многим отраслям, и система максимального контроля, зарегулированности, наблюдения — это все в рамках этой канвы.
Итоги эксперимента Минтранс должен подвести до 31 октября и представить доклад в правительство. Проведет эксперимент компания «Современные технологии пассажирского комплекса», которая на 40% принадлежит оператору «Платона» «РТ-инвест Транспортные системы», на 60% — компании «Онэлия» Рафаэля Мухаметшина. Тестироваться должны минимум пять многофункциональных бортовых устройств и одно мобильное устройство продажи и регистрации.
Сейчас также обсуждается использование системы для наблюдения за мусоровозами. В Московской области, где «РТ-инвест» стала крупнейшим оператором по вывозу мусора, эксперимент уже идет.