В России испытают беспилотные корабли
Как суда будут обходиться без экипажа, где они могут быть востребованы и насколько перспективны такие разработки?
Читать на полной версииЭтим летом в России начнутся испытания судов, которыми управляет искусственный интеллект. Но сперва беспилотные корабли пройдут испытания волнами виртуальными.
Чтобы судно могло обходиться без экипажа, работу всех систем предварительно проверят на компьютере. Соответствующую платформу создают предприятие «Авиационная и морская электроника» и компания «Кронштадт Технологии».
Дмитрий Казунин замруководителя направления по разработке «Кронштадт Технологии» «С помощью цифровых технологий создается имитация окружающей среды, которая включает суда, средства связи, средства навигации, волнения, действия различных природных явлений, вся эта информация собирается на беспилотник, и он воспринимает эту среду с помощью своих цифровых сенсоров».
Проект, запущенный в прошлом году, получил одобрение рабочей группы «Маринет». На его финансирование до 2021 года будет выделено 263 млн рублей из Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы, а сам фонд получит субсидию из федерального бюджета на ту же сумму. Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства, поэтому собственные средства вложат и его участники. Соотношение государственных и частных инвестиций — 60% и 40%.
Разработками в этой области занимаются и за рубежом, в том числе такие компании, как британская Rolls-Royce и японская Mitsui. Предполагается, что суда без людей на борту будут востребованы в морских грузовых перевозках и позволят сократить расходы судовладельцев на оплату труда членов экипажа, а это, по некоторым оценкам, примерно треть от всех эксплуатационных расходов. Насколько перспективны такие разработки?
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «С одной стороны, все это дело полностью автоматизируется, полностью компьютеризируется, с другой стороны, есть места, есть определенные типы судов, где до этой автоматизации еще ой сколько тянуть. И с третьей стороны, совершенно непонятно, какой экономический смысл в этом деле. Не настолько большие расходы на экипажи, тем более на современных и полностью автоматизированных [судах], даже если это гигантский контейнеровоз, 15-20 человек, это уже не такие деньги, чтобы можно было бы всерьез все это начинать».
Впрочем, пока о кораблях вообще без экипажа речи не идет. На первом этапе технологии позволят сократить число людей на борту до нескольких человек. Потенциал мирового рынка автоматизации судовождения комментирует гендиректор отраслевого центра «Маринет» Александр Пинский.
Александр Пинский гендиректор отраслевого центра «Маринет» «Мы сейчас с вами говорим о применении технологии автоматического и дистанционного судовождения для обычных судов, то есть это модернизация существующих судов, которая приводит к снижению потребности в численности и квалификации экипажа на борту. Рынок таких технологий, которые модернизируют, повышают эффективность существующих судов, можно оценить в десятки миллиардов долларов. Сто тысяч судов существующего флота — это то, что нам интересно, это там, где мы хотим внедрить наши технологии автономного судовождения. Если мы сумеем стать первыми на этом рынке, мы можем претендовать на то, чтобы занять минимум 15-20% этого рынка».
Следующим этапом после отладки систем на цифровой платформе станут практические испытания. Как ожидается, они начнутся уже в июне в Арктике, Черном и Азовском морях, а также на Балтике. Когда эти технологии будут готовы к широкому внедрению, пока не очень понятно. Впрочем, у России, похоже, уже есть какие-то наработки в этой области. Неслучайно президент в своем послании Федеральному собранию сообщил о разработке подводных беспилотных аппаратов. Впрочем, это уже совсем другая история.