«Американцев не волнует компания»: Олег Дерипаска дал интервью зарубежным изданиям
К кому обращался Дерипаска, говоря о «Группе ГАЗ», и что думают сотрудники Горьковского автозавода о возможных санкциях США?
Читать на полной версииОлег Дерипаска 17 апреля дал интервью иностранным журналистам. Разговор шел о «Группе ГАЗ», и шел он в пессимистичном ключе. После 6 июля против корпорации могут начать действовать санкции США.
О чем говорил Дерипаска и о чем говорят сотрудники Горьковского завода? Начальник одного из цехов ГАЗа в Нижнем Новгороде Алексей, как и другие сотрудники, тоже прочитал интервью Дерипаски. Но он, в отличие от акционера, настроен не так пессимистично.
Проблем с импортными комплектующими пока нет. Все в курсе, что с 6 июля они могут возникнуть. И по личному мнению Алексея, руководство сейчас как раз и ведет переговоры с поставщиками на тему, откажутся ли они от сотрудничества. В целом же пока все хорошо.
Алексей начальник цеха на ГАЗе «Мы не останавливаемся, мы работаем, мы даже план ежемесячно повышаем. В следующем месяце план еще выше будет, чем сейчас, если работа у нас есть. Мы в курсе, что санкции могут на нас повлиять, что от нас могут отказаться поставщики каких-то мелких деталей, но пока мы как бы не ощутили. Мы ждем, если что-то будет летом, если как-то усугубится ситуация. Наше руководство нас пока сильно не пугает. Но мы ждем, мы готовы».
Выступление Дерипаски произвело несколько иное впечатление, даже то, как все происходило. Проходная ГАЗа, Олег Владимирович на улице в окружении нескольких журналистов: Reuters, Financial Times, Bloomberg. Бизнесмен говорит с ними по-английски. Это все к вопросу, кому, вероятно, свои мысли хотел донести Дерипаска. Судя по тексту, всему этому можно дать заголовок: «Накипело».
Только на ГАЗе работают 40 тысяч человек, а с учетом поставщиков в группе риска еще 360 тысяч. Если санкции не снимут, грозят массовые увольнения. Компания направила предложения Минфину США об условиях снятия санкций еще осенью. Ответа нет. «Они просто исчезли», — рассказывает Дерипаска. Журналисты задают логичный вопрос (перевод «России 24»):
— Вы готовы отказаться от контроля, чтобы спасти концерн?
— Да, так же как это было сделано в прошлом. Проблема в том, что американцев не волнует компания, именно поэтому они могут принимать по-настоящему глупые меры, лишь бы показать конгрессу кровь, которую он требует.
Но слова Дерипаски из Нижнего Новгорода явно адресованы и Москве. Он готов и к национализации ГАЗа. Правда, предупреждает, что и в этом случае тысячи сотрудников потеряют работу, не уточняя, с чем это связано.
Вот еще один фрагмент, посвященный российским властям: «На нас смотрят, как хищник, сверху. Это огромная возможность для бюрократов получить еще больше игрушек для игры в России, где уже 70% экономики в руках государства». Как все это понять?
Наверное, так: когда действовали санкции против «Русала», это была острая проблема для самих США, чьи ведущие производители автомобилей и самолетов покупают российский алюминий. Сейчас же американцам все равно: «Газели» по их дорогам не ездят. Ситуацию комментирует директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.
Максим Худалов директор группы корпоративных рейтингов АКРА «Российская машиностроительная продукция не представляет угрозы для американских игроков. Наш рынок для них не столь интересен, чтобы был смысл бороться с национальными игроками, поэтому здесь, видимо, надо говорить о том, что есть какой-то личностный фактор, под который просто попала «Группа ГАЗ». Поэтому я думаю, что предложение, которое прозвучало из уст акционера, на самом деле имеет под собой основание, и оно может улучшить ситуацию».
Но шпильку в адрес российских властей, наверное, можно рассматривать и так, что предприниматель хоть и готов к национализации, а он к ней всегда был готов, в чем не раз признавался, но, наверное, лучше, чтобы ГАЗ остался в частных руках. Тем более в этих руках — и это абсолютная правда — компания многого добилась.
Прибыль в последние годы росла, экспорт тоже. В прошлом году начали собирать «Газели» на Кубе, продавать машины в Африке. Экспорт, кстати, в отличие от «Русала», под санкции не попадает. Основные покупатели машин — это страны, которые не обращают внимания на санкции.
Проблема в 600 поставщиках, которые поставляют компоненты. Хотя тут далеко не все однозначно. Например, Volkswagen уже отказался продавать двигатели для «Газелей». Начальник цеха Алексей в разговоре с Business FM тоже про это вспомнил. «Значит, будем ставить наши, российские двигатели», — спокойно ответил он. Как и раньше.
Тем временем глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил журналистам, что национализация «Группы ГАЗ» пока не обсуждалась.