Призыв в армию рано или поздно уйдет в прошлое. Об этом заявил президент России Владимир Путин на встрече с сотрудниками НПО «Энергомаш».

«Призыв постепенно-постепенно уходит в прошлое. Правда, для этого нужно время и соответствующее финансирование», — отметил глава государства. Он пояснил, что в связи с усложнением военной техники и стоящих перед войсками задач профессиональная армия более востребована. Как к переходу на полностью профессиональную армию относятся те, кто служил срочную, и те, для кого армия — это работа?

Москвич Сергей отслужил пару лет назад. Службу проходил под Нижним Новгородом, в мотострелковой части. От армии воспоминания остались не то чтобы негативные — не нравилось жить по уставу. Вспоминает, как 1 июня перевели на летнюю форму, приехала проверка и пошел снег. После нескольких часов на плацу слег с ангиной. Еще из воспоминаний — солдатская еда.

Сергей москвич «В боевой части ты, если сам не сообразил и не поел, за тебя уже никто париться не будет. Мясо как резиновая подошва, откровенно говоря. Там постоянно холодные и разваренные макароны, еще что-нибудь. Каши. Все время какая-нибудь перловка хрен пойми с чем. Супы, правда, неплохие были, а так... Меню, скажем так, не лучшее было. Ну и плюс практически всегда одно и то же».

Два раза в год в ходе призыва в армию уходят примерно 130 тысяч молодых людей. В том числе несколько десятков тысяч контрактников. Как сейчас заявил Владимир Путин, со временем призыв в армию уйдет в прошлое. Современное вооружение требует квалификации. Поэтому рано или поздно армия станет профессиональной. Вопрос только в сроках и финансировании, замечает генерал-лейтенант Евгений Бужинский.

Евгений Бужинский генерал-лейтенант «Чисто финансово Россия не может пока себе позволить содержать профессиональную контрактную армию той численности, которая ей необходима, вот и все. С точки зрения подготовки мобилизационного резерва — он необходим. С точки зрения снятия любых коллизий, напряжения, что вот забирают перспективного студента или еще что, может быть, от него можно отказаться».

Последние годы все больше стран уходят от практики обязательной службы. Основные примеры — в Европе, где в ряде государств армия стала полностью профессиональной. У нас же совсем недавно в Минобороны сделали заявление, которое несколько противоречит словам президента. Полный отказ нецелесообразен, сообщил один из начальников Генштаба.

А вот рассказ краснодарца Михаила, который несколько дней назад вернулся после срочной службы.

Михаил краснодарец «Драк я ни разу не замечал. Ну, потому что нельзя и как бы все не дерутся. Дедовщины нет. Все по уставу. Опыт очень огромный получаешь, потому что ты уходишь в армию одним человеком, а возвращаешься другим. Большой жизненный опыт получается вообще после армии».

Другое дело, что цифровизация добралась и до оборонки. Точнее, именно в этой отрасли она бурно развивается. Для нашей страны это ведь и привычно, когда новые технологии приходят из военно-промышленного комплекса. И недаром во множестве стран появились кибервойска, в том числе и в России. О преимуществе контрактной армии говорит генерал-майор в отставке Владимир Дворкин.

Владимир Дворкин генерал-майор в отставке «Если бы уже давно перешли на контракт, гораздо меньше было бы всяких поломок в технике, чрезвычайных происшествий и всего другого. У нас есть и так резерв из тех, кто служил когда-то, и из тех, кто уходит из контрактников, больше не продолжает службу. Это все резерв».

Но есть и другое мнение. Так случается, что технологии ломаются, а электричество, как в известном анекдоте, говорит: «Ну-ну». Тогда-то и могут вспомнить о резерве, то есть о срочниках. Да и для них служба в армии — это отдельное событие, запомнившееся на всю жизнь. Кстати, у тех, кто потратил усилия на то, чтобы избежать службы, а по-простому «откосить», это тоже не забывается.