Военный переворот в Судане состоялся. На три месяца введен режим ЧС
Президент Омар аль-Башир и высокопоставленные чиновники арестованы. Страной будет править «военный совет», который за два года должен подготовить ее к новым выборам
Читать на полной версииВ отношении Омара аль-Башира действуют два международных ордера, выпущенные в марте 2009-го и июле 2010 года. С 2003-го по 2008 год в провинции Дарфур имел место гражданский военный конфликт между правительством Судана и вооруженными группировками оппозиции. В ответ суданские власти начали проводить репрессии против гражданского населения Дарфура — народностей фур, массалит и загава, которые, как предполагалось, сочувствовали повстанцам.
Уголовный суд в Гааге предполагает, что именно из-за приказов Омара аль-Башира, который обладал абсолютной полнотой власти в стране, правительственные силы Судана совершили преступления против человечности, военные преступления и геноцид, в том числе многочисленные нападения на мирных жителей, систематические акты разграбления городов и деревень, убийства, изнасилования тысяч женщин, принадлежащих к этим этническим группам, пытки и умышленное загрязнение колодцев в городах и деревнях, населенных меньшинствами, и призывал представителей других племен заселять их. По оценкам ООН, в результате этих действий были убиты около 300 тысяч человек.
Но в 2017 году аль-Башир на российском самолете прибыл с визитом в Россию, где был принят в сочинской резиденции Владимиром Путиным. На вопрос прессы, зачем встречаться с человеком, которого обвиняют в геноциде, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков тогда ответил сухо, отметив, что аль-Башир — законный президент Судана.
Но в отношениях с Суданом заинтересована не только Россия, говорит научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Шепилов.
Александр Шепилов научный сотрудник Института всеобщей истории РАН «Судан находится в геополитически важном регионе, рядом с Красным морем. Интерес России к этой стране далеко не исключителен. США осенью 2017 года частично сняли с режима Омара аль-Башира санкции, так как суданские спецслужбы в течение достаточно длительного времени предоставляли ЦРУ значимую информацию по ситуации в регионе. Но для того чтобы снять эти санкции окончательно, Штатам хотелось бы, конечно, увидеть уход Омара аль-Башира — несколько одиозной фигуры — для того чтобы наладить отношения с уже новым суданским режимом. В отличие от США мы не выдвигали политических условий. Это и было нашим преимуществом».
Главной экономической ценностью Судана является нефть. Впрочем, после того как страна была разделена на две части — южную и северную, с эксплуатацией месторождений возникли определенные сложности. Кроме того, в Судане неплохо дело обстоит с такими ресурсами, как железная руда, медь, хром, цинк, вольфрам, слюда, серебро и золото.
Однако, несмотря на все недавние попытки, извлечь заметную выгоду от поддержки суданской власти России пока не удавалось. Сейчас же все становится еще более неопределенным, отмечает востоковед Саид Гафуров.
Саид Гафуров востоковед «Пытались мы зайти в Судан, получалось не очень хорошо. Главным образом потому, что китайцы не давали. А вообще там у нас интересов экономических много. Плюс нас в Африке ждут. Вот это двустороннее противостояние — Китай против Западной Европы или против США — оно им не очень нравится, и они хотят иметь противовес — и нас. Мы просто не знаем, кто сейчас придет к власти. Я даже думаю, что путчисты сами еще не знают. Опыт переворотов в Африке показывает, что, как правило, в очень большом количестве случаев те, кто организовывал перевороты, они своим конкурентам уступают».
В прошлом году во время финала чемпионата мира по футболу аль-Башир был приглашен в Москву в правительственную ложу стадиона, что создало явное неудобство для лидеров других государств, которые там присутствовали. Тогда, во время встречи с Владимиром Путиным и Сергеем Шойгу аль-Башир пообещал открыть Москве «дорогу в Африку» и обсуждал возможность создания на побережье Красного моря российской военной базы.
Кроме того, тогда же были подписаны некие рамочные соглашения по планам на золотодобычу и развитию атомной энергетики, а в прессе появились сообщения о якобы появившихся в Судане сотрудниках российских ЧВК.