Зарубежным компаниям без юрлица закроют доступ к данным россиян?
С таким предложением выступила организация «Цифровая экономика». Под ограничения могут попасть Facebook, Twitter и Instagram. Что не так с инициативой?
Читать на полной версииРабочая группа «Цифровой экономики» предложила ввести запрет на использование данных россиян для компаний, не имеющих юридического лица в России. Об этом говорится в предложениях для концепции по регулированию данных на сайте фонда «Сколково». Под ограничения могут попасть Facebook, Instagram и Twitter.
По данным РБК, инициатором поправок выступила Ассоциация участников рынка больших данных, объединяющая Mail.Ru Group, «Мегафон» и «Ростелеком». В самой организации это отрицают.
Авторы идеи опасаются, что иностранные компании, не соблюдающие российские законы, будут иметь «привилегированное положение» по отношению к тем, кто такие требования выполняет, отмечает РБК.
Предложение странное, законодательный барьер не пройдет, считает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Карен Казарян ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций «Данное предложение противоречит международным обязательствам РФ. Рассуждать в духе «можно это сделать или нельзя» необходимо только после получения политического решения относительно подобного шага. Иначе это остается дурацким предложением экспертов. Практика показывает, что ничего хорошего от подобных действий по закрытию собственного рынка для трансфера данных для компаний, которые на этом рынке работают, не происходит, потому что в ответ закрывают рынки. Европейские регламенты защиты персональных данных, очевидно, гораздо строже, чем российские, поэтому говорить про привилегированное отношение довольно странно. Во-вторых, любое законодательство в этой области должно учитывать трансграничную природу интернета. Делать вид, что каждая страна может создать какой-то собственный барьерчик, и ожидать от всех компаний в интернете, чтобы они этот барьерчик соблюдали, наверное, не очень разумно. Нужно понимать, насколько данные меры могут быть неэффективны и отрицательно повлиять на развитие российского бизнеса».
По словам члена совета директоров «Мегафона» Анны Серебряниковой, иностранные компании (например Facebook) обещали открыть представительство или отдельное юрлицо в России, но не сделали этого. «Они обязаны соблюдать российское законодательство, иначе они не смогут получить доступ к данным граждан», — добавила она в разговоре с РБК.
Проблема в невысокой доле россиян в общей аудитории зарубежных соцсетей. Это не позволяет надзорным ведомствам диктовать свои условия Facebook, отмечает руководитель Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц.
Евгений Лифшиц руководитель Агентства кибербезопасности «Для глобальных игроков российский рынок — это очень малое количество пользователей, он не особо привлекателен с точки зрения развития, не является основным. При давлении на подобные операции не исключаю их добровольного выхода из нашей страны. С другой стороны, мы наблюдаем серьезное ужесточение законодательства в Европе в отношении персональных данных. Все корпорации исполняют закон, который в десятки раз жестче, чем у нас».
По словам эксперта, при наихудшем сценарии «второго Telegram» не будет. Если мессенджер Павла Дурова в борьбе с Роскомнадзором выстоял, то Facebook, Twitter и Instagram не имеют таких средств защиты.
Ранее Роскомнадзор возбудил административные дела против Facebook и Twitter: соцсети не присоединились к реестру организаторов распространения информации. Компании, состоящие в ОРИ, должны в течение полугода хранить сообщения своих пользователей.