Реформа госзакупок: особенности системы и реальные кейсы
Правительство выступило с инициативой реформировать систему госзакупок. В первую очередь будут менять правила контрактов при строительстве. Дмитрий Медведев заявил, что нынешняя система помешает нацпроектам
Читать на полной версииКомпания предпринимателя Владимира производит промышленное оборудование. Она собиралась поставить манипуляторы для одного из технических госвузов. Учреждение готовило тендер полгода. Меньше нельзя: нужно изучить все коммерческие предложения, а иначе потом придут контролеры и заподозрят в растрате и откате.
Заказчик разместил конкурсную документацию. Владимир подал заявку, открыл счет в банке, положил на него обеспечительную сумму, как того требуют правила. А тут банк взял — и сам списал часть средств. И их оказалось недостаточно для обеспечения заказа. Списал случайно, каприз природы, потом извинился.
И вроде бы все можно понять и объяснить. Нет, нельзя. Тендер сорвался. Другие участники конкурса, кстати, не явились. Заказчик провел титаническую в российских бюрократических условиях работу и подготовил новый тендер всего за месяц. Предприниматель подал заявку и ожидаемо выиграл.
А теперь он смотрит в будущее. Допустим, этот вуз захочет заказать у него снова такое же оборудование. Казалось бы, проверенный поставщик. Нет, снова через все круги ада, говорит Владимир.
«Нигде не учитывается наследие при проведении конкурсов. Каждый раз, когда ты выиграл [тендер] на поставку оборудования одному заказчику, у него потом появляется, допустим, то же самое оборудование или другое, но у того же заказчика, это опять вся процедура, со всеми вытекающими, обеспечениями и так далее. Никто не смотрит на то, что ты исправно выполнил предыдущие поставки, это все не накапливается, никого это совершенно не интересует. Все круги ада проходятся заново».
Сейчас правительство хочет реформировать систему госзакупок. В первую очередь займутся правилами госконтрактов в строительстве: на эту отрасль приходится половина госзакупок. Хотя проблемы везде одинаковые: затягивание, абсурдные требования.
Один строитель, который хотел построить фельдшерский пункт, рассказывал Business FM о требованиях к картону: в него упакована проволока, которой обвязывают арматуру. Картон должен был пропитан маслом, к которому тоже были особые требования. Допустим, контракт заключен, а нужного картона не окажется. Но вносить изменения в заключенный контракт по закону нельзя.
А вот другой кейс. Предприниматель Валерий занимается IT-технологиями. Ему для работы с некоторыми госструктурами, чтобы заключить контракт, требуется лицензия ФСБ. И она готова ее дать, и заказчик готов к работе, но возникает непреодолимая преграда, рассказывает Валерий.
«Говорят: «Сначала получите лицензию». Приходишь получать лицензию, а вам говорят: «У вас контракт есть?» Вы говорите: «Пока нет, поскольку нет лицензии». — «Идите контракт заключите, тогда мы оформим вам лицензию». В результате этого замкнутого круга получается, что большинство компаний просто отваливаются в сторону от заключения контрактов и поставок. Это один из важных моментов, который практически весь малый бизнес выкинул из этого оборота».
Дмитрий Медведев заявил, что нынешняя контрактная система помешает реализации нацпроектов. Хотя не покидает мысль: не правильнее было бы сначала реформировать систему, а уж потом затевать нацпроекты? Сначала починить сбрую, а потом запрягать. Но сложилась система, состоящая из вороха документов, аффилированных поставщиков, абсурдных требований. Правда, госструктуры все равно каким-то образом приобретают нужные им товары, а социальные объекты строятся. Потому что есть масса обходных путей, и с каждым днем появляются новые. Например, прошел ливень, который местные власти объявляют форс-мажором. И, пользуясь законом, заказывают побелку стены без мучительного конкурса. И еще неизвестно, чего здесь больше — коррупции или желания наконец-то побелить изношенную стену.