Театр начинается с госзакупок?
В парламенте прошел первое чтение законопроект о смягчении требований к госзакупкам в сфере культуры. Будут ли театры спокойно покупать старинные диваны?
Читать на полной версииГосдума смягчает правила госзакупок в сфере культуры. Депутаты приняли документ в первом чтении. Как сейчас в театрах пытаются связать понятия «режиссерский замысел» и «обоснование цены»?
Объясните, почему вы закупили этот реквизит без конкурса, это был единственный поставщик? А может быть, вы просто положили государственные деньги в карман, может быть, была возможность закупить реквизит дешевле? А почему вы заплатили этому актеру такой-то гонорар? Он талантлив, где обоснование его таланта?
Все это о госзакупках в культуре. Поскольку театры — бюджетные учреждения, они тоже должны отчитываться о своих закупках. Иначе, по версии чиновников, будет коррупция, бездумная трата денег на художественные нужды. Режиссеры и реквизиторы вынуждены подчиняться. Как это происходит в западных театрах, рассказывает художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз.
— Со мной руководитель театра или продюсер заключает договор и говорит: «Вот сумма денег. Вы за нее отвечаете. От вас — качественный спектакль, качественный продукт, качественная премьера и адекватная трата денег». Все! Меня больше не спрашивают, сколько я денег дал балетмейстеру, на сколько я купил реквизита, сколько я заплатил ведущему артисту. Я сам понимаю: если я здесь сэкономил, там я отдал. И я за это отвечаю, отвечаю по закону, как и в любой цивилизованной стране.
— А критерий качества, критерий оценки у них тогда какой?
— Критерий качества у них свой: сколько раз можно сыграть этот спектакль, окупается ли он, какая на него пресса, насколько его готовы приглашать на представительные международные фестивали?
Кстати, по словам режиссера, критерии качества выполненных работ, то есть постановки спектакля, в России примерно такие же. Только потом у нас начинают проверять, не было ли при выполнении этих работ нарушений. Сейчас Госдума смягчает закон о госзакупках в сфере культуры. В первую очередь поправки актуальны для театра. К киноиндустрии отношение у чиновников иное, особенно если фильм патриотический.
Положений в законопроекте немного, все доработает правительство. Одно из самых внятных предложений — увеличить суммы контрактов с единственным поставщиком. Что имеется в виду, правда, не очень понятно. Единственный поставщик — это актер? Только этот артист и никто другой может сыграть Зилова из «Утиной охоты»? Или это поставщик реквизита? Но труппа зачастую ищет реквизит своими силами. Покупает, например, мебель у пенсионеров. Вписать это в официальные документы невозможно, рассказывает реквизитор Даниил.
— В интернете, допустим, или по газетам «Отдаю мебель. Самовывоз». Пятиэтажки, без лифтов... Смогли официально договор составить только с транспортной компанией на перевозку, а на ту же мебель как-то это провести в принципе невозможно официально. Нужен именно какой-то, допустим, старинный диван, у какой-то бабушки стоит в другом городе. Вот как его оформить официально? Тем более по безналу. Бабушка же не будет оформлять на себя ИП!
— Уплачен ли налог с дивана!?
— Ну да. Причем он реально может стоить немалых денег.
Все это и есть одна из причин дела Кирилла Серебренникова с обналичиванием и якобы растратами. Правда, в этом деле чувствуется и некий перегиб в обращении с деньгами, и ощущение высокого покровительства, которое было, а потом его не стало. С другой стороны, вольность и покровительство всегда сопутствовали культуре.
Госдума пообещала принять документ как можно быстро: уже 9 апреля второе чтение, а на следующий день окончательное. В театральном мире в целом отреагировали положительно. Но Серебренников пока под арестом — за весь остальной театральный мир.
Смягчать правила госзакупок собираются не только для культуры. Правительство готовит реформу закупок для всех отраслей. Дмитрий Медведев заявил, что нынешняя контрактная система мешает реализации нацпроектов.