Будущее России в 2010 году непредсказуемо
По прошествии десяти лет Владимира Путина у власти в России — вначале как президента, теперь в качестве премьер-министра — предсказывать будущее России, казалось бы, должно быть проще, пишет The Economist
Читать на полной версии- Нефтяные цены определят политические выбор
- О внутренней политике можно будет судить по делу Ходорковского, о внешней — по отношению к Украине
- Как отметят 65-летие Победы
По прошествии десяти лет Владимира Путина у власти в России — вначале как президента, теперь в качестве премьер-министра — предсказывать будущее России, казалось бы, должно быть проще, пишет московский корреспондент The Economist Аркадий Островский.
Путин гордится тем, что сделал Россию стабильнее, чем она была в хаотические 1990-е годы. Во имя этой «стабильности» он установил контроль над российским телевидением, парламентом, кусками экономики и почти всей политикой. Он привел в Кремль своего верного подчиненного Дмитрия Медведева в качестве президента, а сам занял позицию всесильного премьер-министра. Как сообщил сам господин Путин в сентябре, судьба следующих президентских выборов решится аналогичным образом: им самим с господином Медведевым.
И, тем не менее, судьба России так же непредсказуема, как обычно, продолжает The Economist. Отчасти это так потому, что решения в России зависят от воли господина Путина, а также от с трудом различимых для публики отношений в коридорах Кремля, — а отнюдь не от таких институтов, как парламент или суды. Отчасти же эта непредсказуемость обусловлена тем, что какие бы решения Путин ни принимал, они не всегда преобразуются в действия: многие из них застревают в коррумпированной и неэффективной бюрократической машине.
Нефтяные цены определят политические выбор
По всем меркам за прошедшие годы коррупция разрослась, экономика стала еще больше зависеть от нефти, а инфраструктура советских времен трещит по швам. Что еще хуже, насилие на Северном Кавказе распространилось за пределы Чечни на весь регион. Практически ежедневно из Ингушетии и Дагестана приходят сообщения об убийствах и взрывах; впрочем, то же самое происходит и в Чечне.
В статье Дмитрия Медведева, опубликованной в сентябре, говорится о неэффективной экономике, полусоветской системе соцзащиты, слабой демократии, негативных демографических тенденциях и о нестабильном Кавказе. Но в той же самой статье президент предостерегает от спешки с политическими переменами. Как многие российские технократы, Медведев, похоже, убежден в том, что инновационная экономика, основанная на науке, может развиваться в политической системе, которая не является ни свободной, ни справедливой.
Мнения о том, что ожидает Россию в будущем году, разнятся. Одни говорят, что перед страной станет выбор: либо стать более авторитарной, националистической и агрессивной по отношению к соседям, либо приоткрыть пространство для политической конкуренции и модернизации экономики. Другой взгляд предполагает, что страна будет продолжать медленное сползание к стагнации. Какой из этих прогнозов окажется более верным, в значительной степени будет зависеть от мировых цен на нефть. Более высокая цена ведет к стагнации, резкое падение нефтяных цен заставит Россию принимать жесткие решения.
О внутренней политике можно будет судить по делу Ходорковского, о внешней — по отношению к Украине
Во внутренней политике лучшей проверкой курса на 2010 года станет исход второго процесса по делу Михаила Ходорковского. Суд над ним — пример политического вмешательства в юриспруденцию, полагает The Economist. Первый процесс Ходорковского и Лебедева был симуляцией суда; второй стал абсурдом — он не только игнорирует юридический принцип, что за одно и то же деяние дважды не судят, он стремится доказать, что само по себе существование ЮКОСа, когда-то крупнейшей нефтяной компании страны, было незаконным. Каждый день этого суда является насмешкой над правосудием, пишет автор. При этом Ходорковского, почти наверняка, не выпустят на свободу. Ему грозит новый срок 22 года в добавление к шести уже отбытым в заключении годам. В лучшем случае ему добавят год-два к нынешнему сроку, который истекает в 2011 году.
Во внешней политике российский Новый политический год начнется с выборов на Украине в январе 2010 года. Пять лет назад Путин поддержал Виктора Януковича, который был отметен «оранжевой революцией», поставившей на президентский пост Виктора Ющенко. Это был один из наиболее очевидных провалов Путина, и он оставил в Кремле горький привкус во рту. С тех пор Москва и Киев постоянно враждовали из-за поставок газа, вследствие чего в 2009 году значительная часть Европы осталась без этого топлива. Нельзя исключать, что в 2010 году прозвучат новые залпы газовой войны между Россией и Украиной.
В августе 2009 года Дмитрий Медведев направил Ющенко оскорбительное письмо, обвинив его в антироссийской политике. Письмо было озвучено самим российским президентом в его видеоблоге: глава государства предстал в черном на фоне Черного моря, которое патрулировали два российских боевых корабля. Цель был двойной: обидеть Ющенко, который почти наверняка потеряет власть в будущем году и послать сигнал его наследнику. В глазах Кремля Украина является несостоявшимся государством. После войны в Грузии Москва считает, что наступило время установить свое влияние на Украине. Новый закон, подписанный Дмитрием Медведевым, облегчает применение российских вооруженных сил за пределами страны и дает понять миру, что никакие варианты не исключаются.
9 мая 2010 года Россия будет отмечать 65-летие победы во второй мировой войне. Господин Путин выразил мнение, что, с учетом предательского мюнхенского сговора западных держав с Германией, у Сталина не было выбора, и он был вынужден заключить секретный пакт с Гитлером, по которому произошел раздел Польши. Россия может отпраздновать майскую годовщину как годовщину общей победы над фашизмом. Либо она может использовать это событие для оправдания сталинизма, резюмирует The Economist.