Будут ли расти цены на топливо, как правительство простимулировало нефтяников и когда введут лицензирование экспорта?
Вице-премьер Дмитрий Козак и министр энергетики Александр Новак дали эксклюзивные интервью Business FM на Красноярском экономическом форуме
Читать на полной версииНа розничном рынке топлива не будет никаких резких скачков, несмотря на то, что соглашение с нефтяниками о стабилизации цен истекает 31 марта, а новое пока не подписано. Оно будет продлеваться примерно на тех же условиях.
Как пояснил Business FM вице-премьер Дмитрий Козак, цены на бензин и дизтопливо могут расти только в пределах инфляции. И то не сразу.
Принципиально вопрос решен. Главная позиция нефтяников заключалась в том, что при продаже топлива на внутреннем рынке они несут убытки. Чтобы этого не было, правительство приняло решение снизить условные внутренние цены на бензин и дизтопливо в формуле так называемого демпфирущего механизма. Уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок по сравнению с экспортом, будет снижена до 51 тысячи рублей за тонну для бензина и 46 тысяч для дизеля. Раньше было 56 и 50 тысяч соответственно. Благодаря этому нефтяники смогут компенсировать до 60% недополученной прибыли от реализации топлива на внутреннем рынке.
Казне это обойдется от 110 до 190 млрд рублей. Правительство к этому готово, подчеркнул Козак.
«У нас есть консолидированная позиция федеральных органов исполнительной власти, включая Минфин, о необходимости уточнения демпфирующей надбавки, демпфирующего акциза на бензин. Это согласованное решение, утвержденное председателем правительства. Поэтому здесь уже не может быть никаких дискуссий. Речь может идти только об источниках выплаты этого демпфирующего акциза».
Дополнительные правительственные совещания с участием экспертов и представителей отрасли пройдут в понедельник, сказал вице-премьер.
«Мы в понедельник проведем дополнительные правительственные совещания с участием экспертов и представителей отрасли, чтобы уточнить, прежде всего, механизм, альтернативный заградительной пошлине для регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов. Решим окончательно, в какой форме будет подписано дополнительное соглашение — без корректировок каких-то параметров или с корректировками».
Альтернативой заградительной пошлине должно стать лицензирование экспорта. Этот вопрос является своеобразным камнем преткновения в переговорах нефтяников с правительством, рассказал Козак.
«Что касается введения вот этого квазилиценизирования, контроля экспорта, этот вопрос действительно стал некоторым камнем преткновения, потому что необходимо от себя еще раз проговорить, хотя в октябре проговаривали такой механизм, как альтернатива заградительной пошлине, и в принципе было всеобщее согласие. Сегодня возникла потребность уточнить, на каких условиях это может быть введено, когда, в какое время, постоянно или временно. Это станет как раз предметом правительственных совещаний на следующей неделе».
Лицензирование экспорта — это своеобразный страховочный механизм. Он не позволит перекупщикам продавать топливо на экспорт по высоким ценам. Продавать бензин и дизтопливо получат право те, кто добывает нефть и перерабатывает ее. При этом обеспечив определенный объем топлива на внутреннем рынке, объяснил в интервью Business FM министр энергетики Александр Новак.
Как заявил Новак, заморозку цен на топливо продлевать больше не будут. При нормальной работе всех механизмов рынок сам будет регулировать цены на бензин и дизтопливо, и по всей логике, расти они не должны.