Бовт: «ВСМ до Казани даст не поддержание экономического роста, а огромные распилы и откаты»
Владимир Путин пока не принимал решения о проекте магистрали Москва — Казань, первый участок которой должен пройти до Новгорода
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин пока не принимал решения относительно проекта высокоскоростной магистрали Москва — Казань, первый участок которой должен связать столицу с Нижним Новгородом.
«Появившаяся информация не соответствует действительности. Разные варианты находятся на стадии проработки, каких-либо окончательных решений не принималось. Говорить, что тот или иной вариант полностью отвергнут в пользу иного, неверно», — сказал представитель Кремля Дмитрий Песков.
Ранее источники «Коммерсанта» сообщили, что российский лидер поставил под сомнение целесообразность строительства ВСМ Москва — Казань, несмотря на то, что проект согласован с правительством. По данным «Ъ», Путин склоняется в пользу платной автотрассы до столицы Татарстана.
Стоимость ВСМ Москва — Нижний может превысить 600 млрд рублей: по 200 млрд рублей должны предоставить бюджет и РЖД, остальное — инвесторы, которые пока не найдены. Если дорогу решат продлить до Казани, цена вырастет почти до 2 трлн рублей.
Магистраль от Москвы до Нижнего Новгорода изначально вызывала сомнения в окупаемости, говорит политолог Георгий Бовт:
— Сейчас до Нижнего Новгорода ходят «Стрижи», на которых можно доехать за четыре часа. Если строить высокоскоростную магистраль за огромные деньги, время сокращается несущественно. Между Москвой и Нижним Новгородом нет большого бизнеса и огромных коммерческих связей, чтобы людям необходимо было экономить час пути. Местное население не очень платежеспособно. Вообще в таких больших странах, какой является Россия, еще можно привести пример США и Канады, высокоскоростные магистрали не привились. В качестве альтернативы там развивается местная авиация, в Штатах местная авиация как автобус у нас. Единственным исключением является Китай: в 2018 году он построил больше четырех тысяч километров железнодорожных высокоскоростных магистралей. Во-первых, в Китае надо учитывать высокую плотность населения, во-вторых, правительство не жалеет денег на инфраструктурные проекты, а денег у него немерено. Там это одно из средств поддержания экономического роста. У нас нельзя сказать, чтобы было немерено денег. Никакого поддержания экономического роста высокоскоростная магистраль до Казани не даст, а даст она огромные распилы и откаты. Хорошо, что президент это осознал.
— Строительство платной автодороги до Казани не спровоцирует такие же откаты и распилы?
— Строительство платной дороги в наших условиях тоже вызывает сомнение по поводу окупаемости. Я приведу пример Испании, где в свое время тоже было вложено немало денег в инфраструктурные проекты, включая строительство платных дорог. Многие платные дороги в Испании не окупились до сих пор. С платной дорогой до Казани может случиться та же история. Это опять же упирается в платежеспособность и спрос населения. В относительно богатом Подмосковье есть ряд платных дорог, например, Ленинградка до Солнечногорска, которая до недавних пор стоила 500 рублей. Люди по ней просто не ездят, они давятся на старом Ленинградском шоссе. Им просто дорого платить 500 рублей до Солнечногорска, что уж говорить о Нижнем Новгороде, где население еще беднее.
Вариант строительства ВСМ Москва — Казань рассматривался более пяти лет, но решение по этому проекту тормозилось. В итоге в комплексный план развития магистральной инфраструктуры вошел лишь первый участок до Нижнего Новгорода.
Проект ВСМ — это пассажирское движение, подобная высокоскоростная железнодорожная дорога сейчас актуальна разве что между Москвой и Санкт-Петербургом. В случае с автотрассой речь идет о совсем другом формате, рассуждает генеральный директор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров:
«Фокус здесь не пассажирский, а в первую очередь грузовой. Контекст строится, насколько я понимаю, чтобы выйти на направление взаимодействия повышения эффективности транспортной доступности по направлению на Китай. ВСМ может быть интересной в контексте глобального проекта из Китая в Европу — там, где пассажирское движение можно было бы совмещать с элементами скоростного грузового движения и перехватывать грузы у авиации. Такой проект реализовать в России сейчас невозможно, потому что действуют санкции. Что касается платной автомобильной дороги, если цена будет адекватной, то здесь есть определенный потенциал, чтобы активизировать грузовые перевозки на этом направлении и снизить их стоимость за счет системных решений. Конечно, здесь предстоит ответить еще на очень много вопросов, но магистраль начинает строиться не сейчас, еще как минимум года полтора будет только осуществляться проектирование».
По данным «Коммерсанта», совещание по высокоскоростной магистрали с участием Владимира Путина, глав причастных ведомств и президента РЖД Олега Белозерова назначено на 11 апреля.