Соединение прервано. Медведев вмешался в дела культуры
Он приостановил приказ Мединского об объединении петербургского Александринского театра и ярославского театра имени Волкова и поручил провести широкое общественное обсуждение этого вопроса
Читать на полной версииЕсли руководитель Александринки Валерий Фокин — за объединение с театром Волкова, то худрук и директор ярославского храма Мельпомены заняли полярные позиции. Режиссер Евгений Марчелли уверен, что объединение принесет труппе новые площадки, зарубежные гастроли, увеличение зарплат и долгожданный ремонт. Директор Алексей Туркалов утверждает, что театр Волкова потеряет свою индивидуальность. Марчелли сказал Business FM, что бояться объединения не нужно.
Евгений Марчелли режиссер «Это не слияние в один коллектив, а это объединение двух театров, каждый из которых находится на разных географических территориях и живет и работает по своей системе. Но есть стратегическая, общая задача, которой будет заниматься какая-то надстройка, которая будет над нами, мы хлопотали, чтобы президентом был Валерий Фокин. Наш директор этого категорически не принял, он тут же рванул по инстанциям. Артисты очень по-разному отнеслись. Дело в том, что есть небольшая группа артистов, которые не очень заняты и просто сидят. У нас 70 человек труппа, конечно, труппу равномерно невозможно занять. Каждый раз, когда возникает в театре любое напряжение, те артисты, которые не заняты, они начинают кричать».
Против объединения выступила общественность. Валентина Терешкова пожаловалась премьеру. Марчелли написал открытое письмо Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву и Владимиру Мединскому, где выразил тревогу по поводу негативного отношения к происходящему. Обращение подписала примерно половина актерского состава. Народный артист России Евгений Стеблов опасается, что возникнут конфликты между коллективами театров.
Евгений Стеблов народный артист России «Весь вопрос всегда в кадрах, в людях. Если будут бесконечное соперничество и, как теперь говорят, разборки между этими двумя коллективами, то ничего хорошего не будет. В советское время было идеологическое доминирование, а сейчас — экономическое доминирование идеи. Все думают, что экономически можно, построив такую конструкцию или иную, идентифицировать деятельность театра. Это не совсем так».
Мединский любит все объединять, говорит завкафедрой экономики искусства и культурной политики школы-студии МХАТ Александр Рубинштейн.
Александр Рубинштейн завкафедрой экономики искусства и культурной политики школы-студии МХАТ «Это абсолютно политическая и спекулятивная акция. Площадки могут принадлежать кому-то, но соединять два театра в один — это нонсенс. Это либо будет превращаться в филиал. Ну какой филиал — ярославский театр? Был самостоятельный театр, а объединенная дирекция, что предполагается, создаст не экономию, а только излишние издержки. Я бы предложил самому Мединскому сначала соединиться с другим министерством».
Однако идея объединения не нова, она обсуждается уже лет десять. И действительно имеет под собой исторические корни: дирекция императорских театров объединяла труппы из разных городов. И есть в этом разумное зерно: обмен гастролями позволит экономить на аренде площадок, а обмен артистами — заинтригует публику.
Однако пока интригует Минкульт, принимая решение в обстановке полной секретности. Даже приглашая журналистов на пресс-конференцию, им не объявили тему — сказали, будет сюрприз, говорит театровед, член экспертного совета Фонда Станиславского Ольга Егошина.
Ольга Егошина член экспертного совета Фонда Станиславского «В общем, разумное дело делается так неуклюже, что оно представляется чуть ли вот не каким-то захватом, слиянием, поглощением и прочим. Я не уверена, что в ситуации, когда театр решает свою судьбу, что они должны идти и с кем-то советоваться, но что они это должны делать прозрачно, пошагово, информируя общественность, вот в этом я глубоко убеждена. Потому что как раз вот в таком обсуждении все бы и стало ясно. Вместо того, чтобы это делать до того, начать скандал. А теперь, в атмосфере скандала придется подробно рассказывать. Я очень надеюсь, что вот эта приостановка как раз, ну просто, что называется, прочистит позиции всех. Все всех услышат».
Состоится ли в итоге объединение или нет, пока судить рано, а в сети вспоминают старый советский анекдот: при Хрущеве в целях оптимизации решили объединить Большой, Малый и Художественный театры — в итоге получился Большой Малохудожественный театр.
Театр Волкова — первый русский профессиональный театр, был основан в 1750 году купцом Федором Волковым. Александринский театр был учрежден в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной в день Святого Александра Невского. Предполагается, что к объединенному театральному комплексу через несколько лет также присоединится московская площадка — недостроенное здание филиала МХТ в Коломенском.