Обновлено 26 марта в 10:09

Президент США Дональд Трамп, подписывая указ, сказал, что Израиль завладел этой территорией в ходе войны за защиту страны.

«Отвратительное нападение, которое произошло сегодня утром, показывает нам, с какими вызовами в области безопасности ежедневно сталкивается Израиль, и сегодня я делаю исторический шаг, чтобы помочь Израилю защититься», — сказал Трамп перед подписанием указа.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поблагодарил Трампа за этот шаг.

Признание Голан со стороны США — скорее, символический жест. Кризис разгорелся и без этого, считает руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко.

Алексей Малашенко руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций «Это действительно, как правильно заметил Эрдоган, часть громадного ближневосточного кризиса. Это уже не арабо-палестинский кризис, это нечто большее. Несмотря на то, что, казалось бы, последние десять лет израильско-палестинский кризис немножко ушел в тень, но выясняется, что это не так. И вот то, что сделал Трамп, — это символ того, что решения ему нет, и, более того, теперь уже можно говорить о двойном кризисе, кризисах, которые плавно перетекают друг в друг. Это то, что серьезно. А то, что не так важно, это то, что и так это с 1967 года. Голанские высоты — это израильская территория и это территория, которая, с точки зрения израильтян, гарантирует им безопасность. Ничего это не меняет, это действительно декларация. Все вокруг прекрасно понимают, и в Сирии, и по соседству, и в Турции, и в Израиле, и в России знают, и в Китае, и в Европе знают, что никогда Израиль бы оттуда не ушел. Трамп, как всегда, выступил с таким оригинальным и никчемным заявлением. Это может дойти до очередной интифиады. Я совершенно понимаю Нетаньяху, который бросил завтрак или обед с американским президентом, чтобы вернуться обратно. Когда падают ракеты на Израиль, то реагировать на это, конечно, надо, иначе бы он не был Нетаньяху, тем более что ему грозят выборы».

Большинство западных изданий ограничиваются сухим перечислением фактов, причин и истории оккупации Голан Израилем. Лишь некоторые занимаются анализом ситуации.

Действия Дональда Трампа по Голанам создают опасный прецедент, пишет The Financial Times. Хвастливое обещание американского президента о том, что он заключит «окончательную сделку» по прекращению арабо-израильского конфликта, кажется нелепым: как США могут вызывать уважение в арабском мире, если их лидер нарушает международное право, задается вопросом издание. Трамп создал опасный прецедент, последствия которого рискуют проявиться далеко за пределами региона. Например, это непосредственно угрожает позиции Запада в отношении аннексии Крыма Россией, считает FT.

Трамп решился на признание Голанских высот израильскими после того, как стало известно, что доклад Мюллера ему не угрожает, обращает внимание The Independent.

«Чешущиеся руки Трампа в Twitter могут доставить США большие неприятности» — с таким заголовком публикует статью CNN, который фактически находится в состоянии холодной войны с американским президентом. Телеканал считает, что признание Голан — это не что иное, как своеобразное вмешательство в предстоящие выборы в Израиле и поддержка Нетаньяху. Это же предположение выдвигает и французская Le Monde.

Голанские высоты были заняты Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. Они имеют стратегическое значение, так как с них простреливается практически вся территория Израиля. В 1981 году кнессет заявил о суверенитете Израиля над Голанами.

В районе Голанских высот около 30 израильских поселений, где живут около 20 тысяч человек. Эти поселения считаются незаконными по международному праву, хотя Израиль это оспаривает. Бок о бок с израильтянами живут сирийцы, в основном друзы.

Международное сообщество не признает высоты израильскими и считает их оккупированной территорией, что отражено в многочисленных резолюциях.

После подписания президентом США Дональдом Трампом документа о признании Голанских высот за Израилем пресс-секретарь генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил, что позиция организации по этому вопросу осталась неизменной.