«Мне страшно», — написала Анастасия Татулова на своей странице в Facebook, но пообещала продолжить борьбу. По сути, она подняла флаг, мимо которого годами ходят рестораторы, вынужденные мириться с абсурдными правилами и нормами, установленными для их бизнеса еще в прошлом веке.

Что случилось в этом конкретном случае? В сеть пришла проверка. Нашли кишечную палочку. Такова официальная версия Роспотребнадзора. Татулова настаивает: никаких нарушений нет. Доказать это ресторатор планирует с помощью проб, которые в сети на регулярной основе собирают независимые специалисты.

Анастасия Татулова владелица сети кафе «Андерсон» «Я хочу, чтобы в кои-то веки это ведомство ответило за свои слова, потому что у нас есть доказательства того, что они говорят неправду. Они пишут там, что нас проверяют и что у них есть жалобы, а у нас за весь прошлый год было на всю сеть всего две внеплановых проверки и обе жалобы были: одна на шум вентиляции, вторая была просто как на все рестораны, которые находятся на первом этаже этого жилого дома. То есть ни по одной из этих проверок — двух, единственных, а не множества, как пишет Роспотребнадзор, не были выявлены никакие нарушения пищевой безопасности. То есть они прямо пишут наглую ложь, причем осмеливаются это делать через информагентства официальным пресс-релизом. Мне кажется, это уже какой-то край».

Татулова утверждает, что у нее есть видео того, как сотрудники РПН забирают пробы: без перчаток, складывая в нестерильные контейнеры. На просьбу Business FM прокомментировать эти заявления Татуловой в РПН не ответили.

Что происходит глобально? Владелица сети «Андерсон» долгое время открыто выступает за пересмотр устаревших норм и СанПиН, мешающих бизнесу. Иными словами, Татулова начала говорить о регуляторной гильотине до того, как это стало мейнстримом. И там есть что пересмотреть. Так, в ресторанах нельзя мыть посуду губками, это нужно делать ветошью, и владельцы заведений общепита перед приходом проверки прячут губки и достают эту по факту декоративную ветошь. Им нельзя держать стиральные машины. Или, например, в каждом ресторане должно быть три помещения для яиц: одно для грязных, другое — в котором их моют, и третье — для чистых. На каждой кухне должны быть окна.

То есть практически все точки питания в торговых центрах вне закона. Список можно продолжать, говорит ресторатор, совладелец Ferma Burger Максим Ливси.

Максим Ливси совладелец Ferma Burger «Допустим, с алкогольной лицензией есть понятие метража. С 50 метров она дается, до 50 метров не дается. И всегда было очень странно. Скажем так, 25 метров — люди не могут там напиться? И от 50 метров чем это отличается? Или, скажем, если вы будете во французском ресторане где-нибудь во Франции, повар вообще удивится, что он должен работать в целлофановых перчатках. А у нас это требование. Но все равно в ресторанах, в хороших вкусных ресторанах, повар никогда не будет готовить в перчатках, потому что он должен чувствовать еду. Тут у меня коллегам одним Роспотребнадзор выписал громадный штраф за то, что у них в технической карте на блюдо было написано слово «сэндвич» на английском языке. Они выписали им штраф».

По словам Ливси, самый главный критерий качества в этом бизнесе — это отзывы гостей, ведь люди, собираясь в ресторан, заходят не на сайт РПН, а в соцсети и читают, что о том или ином заведении пишут люди.

Если Татулову преследуют за ее позицию по устаревшим СанПиН, то это просто показательная казнь, считает коллега владелицы сети «Андерсон». А то, что проверка прошла сразу во всех заведения сети, действительно вызывает вопросы, говорит владелец сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов.

Сергей Миронов владелец сети ресторанов «Мясо&Рыба»«Здесь это все происходит на усмотрение проверяющих. Либо они понимают, что нормы, конечно, устарели и их нельзя применить, и не пользуются этим, либо они со всей строгостью закона, со всеми возможностями, которые дало им законодательство, применяют санкции. По идее, Роспотребнадзор, если захочет, сможет закрыть любой из ресторанов, даже если у них все в порядке. Хотя бы на основании того, что все нормы выполнить невозможно. Что касается непосредственно «Андерсена», немножко странно, что идет комплексная проверка одновременно по всем точкам. Если в каком-то из кафе возникла какая-то проблема, конечно, с ней надо разобраться. А вот зачем такое комплексное? Странные вот это моменты какие-то».

Другими словами, одно дело, когда надзорный орган защищает граждан от оказания им некачественных услуг и бережет здоровье соотечественников, другое дело, когда фактически неограниченная власть развязывает проверяющим руки, возможно, для того, чтобы в эти руки помещалось побольше конвертов от проверяемых. А в ситуации, когда рынок устроен так, что любого ресторатора в любой момент можно за что-нибудь наказать, неудивительно, что на время проверок бизнесмены вынуждены практически буквально притворяться ветошью.

В январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев указал на проблему избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес. По его словам, задачу можно решить с помощью механизма «регуляторной гильотины». «В чем она заключается? Все ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля 2020 года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — заявил глава правительства.

Если вы занимаетесь бизнесом и хотите поделиться своей историей, напишите Business FM в любой из соцсетей: Facebook, «ВКонтакте», Twitter, Telegram или на специальный адрес heroes@businessfm.ru. Пожалуйста, оставляйте свои номера телефонов для оперативной связи!