Песков об итогах «Рашагейта»: «Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет»
Так в Кремле прокомментировали информацию о том, что спецпрокурор Мюллер после двух лет работы не нашел сговора между командой Трампа и Россией
Читать на полной версииВ Кремле прокомментировали итоги расследования Роберта Мюллера о потенциальном сговоре Дональда Трампа с Москвой и российском вмешательстве в выборы. Даже на основании краткой реплики генпрокурора США можно сказать, что обвинения в отношении России не имеют под собой никаких оснований, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
— Какова ваша реакция на результаты расследования спецпрокурора Мюллера? От российской стороны мы часто слышали, что обвинения в сговоре отравляют и делают невозможным налаживание российско-американских отношений. Сейчас, когда было объявлено, что доказательств сговора нет, видите ли вы возможность, что эти отношения наладятся?
— Мы не видели самого доклада, собственно, почти никто его не видел, поэтому мы не имеем возможности в деталях что-либо комментировать. Мы видели некую выжимку, некое резюме, которое, впрочем, ничего нового не говорит, кроме признания отсутствия какого-то сговора. Но, согласно нашей принципиальной позиции по этому делу, наша страна не вмешивалась во внутренние дела других стран, в том числе США, включая электоральные процессы. Обвинения, которые звучат в адрес России в плане вмешательства в выборные процессы в США, мы по-прежнему считаем несостоятельными, ибо даже та краткая информация, которая указана в этой выжимке, не имеет под собой никаких оснований. Но, вы знаете, у нас сегодня День работника культуры в России, и поэтому в этой связи просто хочется вспомнить, наверное, слова китайского философа, который сказал: трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. А что касается второй части вопроса, то РФ никогда не была инициатором нанесения ущерба нашим двусторонним отношениям, непредсказуемых и волюнтаристских действий, никогда не пыталась разрушить торгово-экономические взаимоотношения наших двух стран путем введения каких-то незаконных с точки зрения международного права рестрикций. И наша страна никогда не была сторонницей, инициатором разрушения очень важных для мировой стабильности и безопасности стратегических договоров, я имею в виду ДРСМД, других документов и так далее. Наоборот, президент Путин неоднократно говорил о том, что мы заинтересованы в добрых отношениях с Америкой. Поэтому в данном случае мяч абсолютно там, и этот мяч в Хельсинки был передан президенту Трампу.
В Совете Федерации надеются обнулить отношения с США по итогам расследования Мюллера. Об этом заявил глава комитета верхней палаты по международным делам Константин Косачев. «Эффект от доклада Мюллера сейчас дает все козыри в руки команды Трампа. В любом случае есть шанс обнулить многое в наших отношениях, но рискнет ли Трамп — пока вопрос. Мы, разумеется, готовы», — написал сенатор в Facebook.
Экспертные комментарии не столь оптимистичны. Хотя спецпрокурор однозначно заявил об отсутствии доказательств сговора Трампа с Москвой, в докладе прямо говорится о двух векторах вмешательства России — пропагандистском и хакерском.
Мнения американской прессы об итогах расследования разделились. Журналисты правого толка говорят о полном провале демократов и «часе расплаты» для СМИ, спекулировавших о виновности Трампа. Левые возражают: о содержимом расследования нельзя судить по кратким репликам генпрокурора Барра.
Редакции американских СМИ все выходные работали на износ. На сайте The New York Times новые материалы, статьи и колонки появлялись едва ли не каждые десять минут, а в печатной версии издания Мюллер вытеснил с передовицы все остальные темы повестки дня. В выводах спецпрокурора не сомневается никто. Даже откровенно антитрамповский CNN называет итоги расследования Мюллера началом «новой эры президентства Трампа», а правые СМИ перестали обвинять спецпрокурора в охоте на ведьм: после почти, но не совсем оправдательного вердикта их мнение внезапно изменилось.
По данным корреспондента CNN в Белом доме Джима Акосты, теперь трамписты планируют масштабное контрнаступление на СМИ. Нацкомитет Республиканской партии уже рассылает пресс-релизы под заголовком «Медиа были одержимы ложью демократов», а самый знаменитый ведущий Fox Шон Ханнити написал в Twitter: «MSNBC КОНСПИРОЛОГИЧЕСКИЙ КАНАЛ ЛЖЕЦЫ ФЕЙК НЬЮС CNN ЛЖЕЦЫ NY TIMES WAPO ЛЖЕЦЫ».
MSNBC CONSPIRACY NETWORK LIARS FAKE NEWS CNN LIARS NY TIMES WAPO LIARS
— Sean Hannity (@seanhannity) 24 марта 2019 г.
По данным как раз The Washington Post, Белый дом планирует требовать увольнения и публичной дискредитации журналистов и экспертов из числа бывших высших чиновников, спекулировавших о виновности Трампа.
Колоритную реплику о значении расследования публикует писатель и журналист Мэтт Таибби. По его мнению, доклад Мюллера можно сравнить с откровениями об отсутствии оружия массового поражения в Ираке во времена Буша-младшего. Как пишет журналист, «ложь об иракской войне подпортила репутацию медиа, «Рашагейт» же ее уничтожил».
Исполнительный редактор The New York Times Дин Бакей отстаивает репутацию газеты: «Мы удовлетворены нашим освещением темы. Наше дело не определять законность действий, а обнародовать информацию о них. Это мы и делали».
Обозреватель Atlantic Франклин Фоэр отмечает, что «Мюллер подтвердил фундаментальное заключение разведывательного сообщества США: Россия активно работала над обеспечением победы Трампа». И взвешенный итог подводит, как ни удивительно, The Hollywood Reporter. «Рано писать такие сюжеты. Без всей информации из отчета мы фактически спекулируем о том, что медиа зря спекулировали о России», — пишет обозреватель издания Джереми Барр.
Главные выводы из краткой выжимки из огромного отчета Мюллера приводит WP. Во-первых, Мюллер не нашел однозначного подтверждения сговора Трампа с Москвой или препятствования правосудию, а окончательное решение спецпрокурор оставил за генпрокурором Барром. Во-вторых, поставлена точка в теме сговора с Москвой: его не было, хотя Россия и пыталась, по мнению властей США, дезинформировать американских избирателей и повлиять на выборы с помощью хакерских атак. В-третьих, генпрокурор не пришел к однозначному выводу о препятствовании правосудию. В любом случае, поскольку действующему президенту не могут быть предъявлены обвинения, все будет зависеть от конгресса, который пока только планирует добиться получения полного отчета Мюллера. И последнее: Барр обещал передать конгрессу всю информацию, которую ему не запрещено публиковать, а значит, это не конец истории о расследовании Мюллера, заключает WP.